где больше вранья: в прошлом или настоящем? (radmirkilmatov) wrote,
где больше вранья: в прошлом или настоящем?
radmirkilmatov

Category:

Должно ли быть наказание за вранье и манипуляцию?

Зима, вечер, на улице минус 20, снег, метель, замерз, захожу в подъезд, поднимаюсь... а между этажами под батареей — пушистый комочек, из которго на меня смотрит, не мигая, пара зеленых глаз. Котенок. Совсем маленький. Что-то синее, мокрое, продрогшее, с печальной безнадегой и недоверием — а ну как не пройду, а пну... Поднимаюсь — котенок тихо отодвигается в дальний от меня угол и с обреченностью вжимается в стену. Остановился напротив, а он тихо пискнув, делает маленький шажок навстречу и снова сжимается в клубок — так теплее. Тощий, понятно, что голоден — нашел время среди зимы оказаться на улице. Шерсть выглядит мокрой от растаявшего снега...

К чему это?
Похожим образом успешно манипулируют людьми.

Нормальный честный человек сопереживает, расчувствовался,
полез в кошелек, подал голос, вышел на митинг....
А котенка-ведь — нет.
Эмоции подняты на пустом месте.


Подобным образом в человеке затрагиваются его лучшие качества, используются позитивные переживания, используются положительные эмоции — и с ними дальше вкладываются в человека «мессиджи». Какие? От поддержи внешней политики — до повышения налогов, тарифов ЖКХ... или про конфликт поколений и одиночество. Если вы с такой техникой не сталкивались — это не значит, что ее нет.

Когда имел дела с манипуляторами — умеешь их видеть. О них лучше знать, их надо понимать. Другое дело, что порядочный человек до них не должен опускаться. Но - должен ли он о них молчать?


К чему это? про фильм «Движение вверх».
Посмотрел. Приятно не было. Сразу увидел в фильме большое число несоответствий времени и нравам: открытый антисоветизм героев, странный набор безнадежных болезней, не логичные эпизоды, много размазано соплей, которые характерны как раз для манипуляторов, много чернухи, кавказа, негров, событий, которых откровенно быть не могло — короче, задумался и прочитал книжку Сергея Белова «Движение вверх», по которой сделан фильм.

Задумался еще сильней.
Прочел книгу Гомельского младшего про тот же матч.
Задумался о фильме.
И в довесок — прочел версию книги, которая сегодня валяется в книжных магазинах «на основе автобиографии».


Вывод меня ошеломил: книга отличная,
а фильм по ней — полное говно.
И самое жуткое — фильм сделан вообще не по книге.
Сергей Белов умел пять лет назад, он возразить не мог.
Если вдовы некоторых участников событий - возмутились, то за Белова не вступился никто.

Его книгой и именем воспользовались, чтобы сделать пропагандистскую поделку, которая не имеет отношения к настоящим героям, специально, чтобы выделить противостояние «мы» - «они», пробудить в зрителе неуместный патриотический угар. .

Почему «неуместный»?
Вопрос скользкий.
Поясню, с Вашего позволения...

Большинство участников и зрителей тех событий сходятся на том, что матч сборная СССР (и тренер) проиграли. Да — они вели весь матч, но упустили игру.
Там была игра, а не геройство.
А что произошло в конце матча — было чудом.
Случайностью.
Божьим промыслом.
Тем, что из себя и представляет жизнь.

Зачем люди смотрят спорт и болеют за спортсменов?
Потому что как-то так Г-дь проявляет нам свое благоволение. Как-то так можно поверить, что мы ему не безразличны. Как-то так убеждаешься, что Б-г есть,
и Он все видит.

Фильм кошмарен во всем.
Враг должен быть жесток и обезличен?
«Свой» должен пробуждать сочувствие и жалость — во всем.
Отсюда начинают самые примитивные манипуляции.

Хотя все участники того матча в книгах Белова и Гомельского имеют историю, характеры. И использование примитивных пропагандистских приемов — для того, чтобы возбудить в тебе патриотический угар — для чего?

Патриотизм должен быть вдумчивым, с мозгами, а если этого нет — патриотизм становится формиой отсроченного зла. Еще более вредного, потому что он опирается на темную сторону психики, на истерию.



В конце 90-х мне случайно пришлось пересечь с баскетболом. Вчерашний провинциальный пацаненок — я оказался на вершине столичного финансового бизнеса — и по блату записался в первый (и тогда самый лучший) спортзал Gold's Gym, на бывшем стадионе Юных пионеров. Вечером зал был переполнен. Потому занимался я там чаще всего днем, когда там было минимум народу. У директоров свои преимущества. Когда ты приходишь на работу к семи утра, а уходишь в десять вечера, в дневное время можно найти личное время. Работал хорошо и акционеры терпели подобные чудачества. А в зале рядом со мной каждый день тренировалась баскетбольная команда ЦСКА, где были олимпийские чемпионы и вице-чемпионы мира.

Спорт меня всегда интересовал, потому там я смотрел и наматывал на ус — все, что происходило вокруг... Зарплаты в тогдашнем ЦСКА почти не платили. Команда разваливалась. Я поневоле слышал разговоры, которые совсем не предназначались для кого-то со стороны. Того интересного, о чем говорили вокруг баскетбольного ЦСКА конца 90-х - могло хватить на несколько книг.

Человеком тогда я был молодым, энергичным, отчаянным — потому занимался каждый день. Меня принимали за кого-то «из своих». Спустя несколько месяцев мне при встрече кивали все звезды тогдашнего ЦСКА: Тихоненко, Еремин, Кисурин, Куделин, Карасев,... спортсмены и тренеры, многократные заслуженные и чемпионы. Короче, баскетболом я и до того интересовался, а тогда походил на мальчишку, который смотрел снизу — вверх, рядом с которым взрослые пацаны творили историю.

Тут стоило бы напомнить, чего добилось то поколение. По сравнению с ними, наша сегодняшняя баскетбольная сборная — это скопище пижонов и неудачников. Там были люди, которые дважды выиграли серебро на чемпионатах мира (1994 и 1998, один раз — следом за американской Dream Team, другой раз - вслед за Югами, которые в те годы были не хуже Dream Team), они бывали вторыми и третьими в Европе. Это было последнее советское поколение. Сборная СССР прекратила существование. Литовские баскетболисты на ее останках сформировали собственную команду (и обыграли наших на Играх в Барселоне-92). Эта была та команда, которую отчаянно засуживали все, начиная с югославов и греков.

Когда я в первый раз увидел в зале Сергея Белова... у меня подкосились ноги. Я видел баскетбольную хронику, знал статистику, слышал про Джордана и Джонсона. Но это были чужие герои.
Когда Белов после этого уехал в Пермь — и поднял безвестный и «никакой» до него «Урал-Грейт» до чемпионов России — я воспринимал это как личный праздник. Белов, человек-легенда, стал моим земляком, построил там себе дом.

Сейчас я понимаю, что знакомство с чужими судьбами - до добра не доводит... через два года таких тренировок я бросил работу — и судьба вынесла меня в парусный спорт, где я неожиданно для самого — с воодушевлением нашел себе тренерскую работу.


И вот смотрбю фильм
читаю автобиографию Белова,
потом «новоиздат» этого года «по мотивам биографии» -
и вижу: некому заступиться за людей.


За Кондрашина вступились его вдова. Из-за нее тренера переименовали в «гаранжина». За Александра Белова вступилась вдова. Ее «послали». Одного из лучших баскетболистов мира — сделали инвалидом, который не может провести на поле больше 5 минут без перерыва... А за шесть дней до «того» матча реальный Александр Белов накидал в корчину Пуэрто-Рико 35 очков...

Хорош «инвалид»...

У Сергея Белова украли название книги, имя, сделали уродливый скетч — с другими темами — о другом, с другими выводами, с пропагандисткой ахинеей - вместо Личности.

Здесь даже не о том, что капитан сборной Модест Паулаускас в фильме представлен «махровым» антисоветчиком. В книге Сергея Белова это удивительно скромный и порядочный человек, самый близкий друг, на которого Белов расситывал, как на самого себя. В книге не оказалось ни одного сюжетного хода из фильма, ни одной из реплик героев. Приписывать советскому человеку антисоветизм, потому что он литовец — это небюлагодарность, глупость и расизм. Можно мыслить националистическими штампами. Но лгать и оскорблять человека, который был центральным игроком советской сборной, потому что он литовец.

Авторам фильма вообще похоже, было наплевать на реальную историю. Они хотели сделать «шоу» и потому знали, как должно быть.


Мы часто ругаем американскую культуру за ее примитивность и шаблоны.
Поздравляю.
Мы взяли эту «вершину».
Сложно сказать, чем авторы фильма отличаются от тех самых американцев, которым они себя противопоставляют. Они такие же лживые манипуляторы.А раз так — то в чем смысл противостояния?

Сыну Кондрашина — инвалиду колясочнику — никогда не собирали деньги на операцию. В 1972 году ему было 20 лет. И все эпизоды с ним — манипуляция. Когда тебе лгут и «давят на жалость» - как должен реагировать нормальный честный человек?


Кстати, в книге часто поминается одна любопытная деталь, которая совсем не показана в фильме. Именно эта деталь подкупает искренностью и честностью. Это про постоянные и большие нарушения режима. Про алкоголь. Памятуя результаты советской баскетбольной сборной - ... увы... не тем лечат нынешнее поколение...

Александр Белов в 1972 году был абсолютно здоров. Его болезнь и смерть — результат годового запоя, когда его вывели, отчислили и лишили работы… Ему предлагали амнистию — после перехода в ЦСКА — за предательство «своих». За это армейское непотребство Сергей Белов в своей книге осуждал Гомельского. И книга Белова — посвящена тому, что он всю жизнь не хотел быть таким, как Гомельский.

После смерти Сергея Белова - его имя и тело приватизировала Федерация баскетбола и ветераны ЦСКА. Они привезли покойника в москву и похоронили с человеком, которого он мягко говоря, недолюбливал. Говоря по чесноку — не терпел, от которого он поимел много неприятностей. И об этом знал сын Гомельского, который честно написал о сложнейших взаимотношениях своего отца - с лучшим игроком его команды.

Мелочи, вроде того, что Сергей Белов был без услов, он их отрастит только через пять лет — это уже действительно мелочи. Фильм же — не про баскетбол, а про патриотический угар.

Сбор в Сухуми перед Олимпиадой — не был связан ни с какой свадьбой сестры. Они размещались на одной из баз сборной, там же познакомились с фехтовальщиками, которые тоже тренировались там перед олимпиадой.

Не было никаких матчей с дворовыми американскими пацанами. Никаких ставок с икрой. Хотя, про контрабанду — в книге Белова много. Не было попыток отказаться от финала, не было евреев родственников, даже захват заложников состоялся перед полуфиналом, а не перед финалом, не было ЭТИХ героев.

Понятно, что есть вещи, которые создают «кино». На которых повязаны «сюжет» и «картинка», но — какой ценой. В фильме от книги — только название и более менее хронология матча (да и то — с другими главными героями, другой интригой)....

Если уж хотелось найти название для фильма — то зачем брать имя человека, который думал иначе и совершенно иначе понимал эти события. Белов много сделал для советского баскетбола. И перевирать его мысли, книгу, биографию — это еще больше кощунствовать.


Другими словами — если фильм вас заинтересовал — прочтите книгу. Эта Книга совсем не про конкретный матч. Это история 40 лет его жизни. Сложных взаимоотношений с Гомельским, дружбы с партнерами, спортивной судьбы.

Это сложное размышление о философии спорта, о его месте в жизни. Белов был игроком от Б-га, тренером сборной, дважды приведшим российский баскетбол к вторым местам мировых первенств, президентом федерации, возглавлял студенческий спорт...

К национальному достоянию нужно относиться бережно.
Понимать личность.
Не врать, не искажать его память.

Мы обижаемся, когда кино показывает доброго Сталина. Негодуем, когда его показываем преступником. Мы мыслим шаблонами и искренне негодуем, когда нам тычут в нос его ошибками и преступлениями.
А сами - …
на наших глазах переврали одно из самых замечательных событий в истории советского спорта.

Студия Никиты Михалкова — возможно дала нам замечательный пример того, как в угоду политике перевирают прошлое. На наших глазах, под хлопанье невежд и патриотические «ура».

Для себя давно решил — я ни одного рубля не отдам в кассу этого халтурщика. Лучше заплачу пиратам — чем манипулятору. Человек считает себя художником? Вперед. Только без моего участия. Казалось, ниже этому человеку уже падать некуда... а он все удивляет...

Хотя... если таким образом и работает кино вообще — это ли не повод задуматься?

если фильм Эйзенштейна «Октябрь» - сделан по тем же правилам, по которым сделано «Движение вверх» - значит нам скормили вранье и халтуру. И мы ничего не понимаем в том, что на самом деле было в октябре 17-го. Если фильмы про Отечественную войну сделано теми же «поденщиками» - значит, в нашем понимании своего героического прошлого — столько вранья...

за фейковые новости прринято осуждать. А что делать за фейковые фильмы — которыми в гражданах будят противостояние «мы — они», где как норма подается вранье и клевета? И вместо памяти живых — возвышаются химеры. И об этом не я сказал — это утверждают вдовы участников Финального матча.

Сергей Белов был выдающимся спортсменом и хорошим человеком. Он заслуживал лучшей памяти. Модестас Паулаускас был одним из главных игроков нашего баскетбола. В благодарность за его труд - он заслуживал лучшего. Александр Белов был сильнейшим игроком нашей сборной. Предсталять инвалидом — это как использовать истоию про котенка. Тренер Кондрашин был человеком, а не персонажем комикса.


Поднять баскетбол не сложно, признавал сам Белов. По десять детских тренеров на несколько крупных городов, которые улучшат уроки физкультуры в школах, организуют школьные соревнования — стоят совсем ничего. Эффект будет через 5 лет, результат — через 10. Это — тот метод, который поднял Югославию в баскетболе. Другое дело, что рутинная кропотливая работа на будущее — сегодня не в моде. А работа в Перми самого Белова - оказалась наградой для мошенников, которые на его труде выгодно продали себя. Об этом в книге он не написал. Но то, о чем человек промолчал - обычно говорит о нем самом больше, чем то, что он сказал.

говорят, что за обман, воровство, за плохую работу — есть наказание.
Хотелось бы верить в то, что справедливость существует.
Если не на земле, то хотя бы где-то еще...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments