radmirkilmatov (radmirkilmatov) wrote,
radmirkilmatov
radmirkilmatov

Антидот. Глава 29-В. Культурный 19-й век: Художественные проекты.

Другой взгляд на Историю - дает другое видение культуры.
Вы думаете, что Пушкин и Лермонтов на самом деле существовали?
Нет, были люди, у них были биографии...
Но Их стихи, стихи за Их подписью - появились в конце 19-го века.

С Пушкиным все более-менее понятно. Верить в то, что молодой человек за неполные 37 лет смог написать (пером, в разъездах и со службой) 10 томов произведений разного стиля и жанра, 99% из которых точно несут печать гениальности - могут только люди, (извините) фанатично верующие в кумиров, догматики, не способные сомневаться даже в очевидном.

В конце 19-го века Россия оказалась вовлечена в своеобразную игру: «Мои предки тоже знали Пушкина». В итоге, когда собрали воедино все письма, любовные похождения, Дон-жуанские списки, путешествия Пушкина (в карете и верхом) - оказалось что там не осталось места собственно для творчества.

Ведь Пушкин каким-то образом создал удивительно много гениального (без провалов) всего к 37 годам. Притом, в настолько разных жанрах - что примера такой творческой разносторонности нет более нигде в мире.

Пушкин, возможно, был, не совсем таким, как мы его представляем сегодня. Это уникальный культурный проект, когда поэты и писатели вкладывали свои лучшие произведения в своеобразный «общак». На свое культурное достояние.

Удивительное было время. Сейчас бы «тырили», присваивали, приватизировали чужое - а тогда «складывались» в общее достояние...

За некоторыми стихами видно «уши» Тютчева и Фета, Грибоедова и Ершова... В архиве канцлера Горчакова (мол, лицейский друг Пушкина) уже после смерти Александра Михайловича нашли несколько неопубликованных стихотворений и неоконченную поэму «Пушкина». А сколько Горчаков успел опубликовать?

Это не хорошо не плохо. Просто - другой культурный феномен, который до конца не понят и правильно не освещен. Известен факт, как путешествует Пушкин по Кавказу, а ему навстречу везут останки Грибоедова, растерзанного в Персии... В итоге, Грибоедуову принадлежит только одна гениальная пьеса... Авторами часто становятся таким образом. Сейчас мы присутствуем, при процессе, когда кинематограф и СМИ тоже создают параллельную «реальность», в которую принято верить, но которая к Истории не имеет никакого отношения. Создание истории, наверное, никогда не шло по-другому.



Творчество его продолжателя Михаила Лермонтова — уникально в другом: у него есть Автор. Это «проект» Алексея Апухтина. Именно Апухтину (15 (27) ноября 1840 Орловская губерния — 17 (29) августа 1893, СПб) принадлежит честь «открытия» творчества Лермонтова.

«Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые...
Ночи, последним огнем озаренные,
Осени мертвой цветы запоздалые!

Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Все же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного...

Вкрадчивым шепотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные...
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!»

Это Апухтин - 1876

Стиль, почерк, интонации, темы, настроение, образы у Апухтина — иногда абсолютно одинаковые с Лермонтовым. И такое впечатление, что автор даже «глумился» создавая героя, оставляя за собой — черты, полностью противоположные своему герою. Создавая Героя - совсем не похожего на Автора. В этой пропасти между Героем и Автором - этакий «творческий мазохизм» художника... Чем больше получалась пропасть между реальным Апухтиным и его художественным воплощением - похоже, тем больше удовольствия получал Апухтин - от своего необычного произведения...

Герой красавец — Автор урод,
Герой стройный — Автор жирный,
военный - гражданский,
здоровый - больной,
первый любимец женщин - второй (пардон) старый пид@рас,
и т.д. почти во всем...

«Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.»

(М.Ю.Лермонтов - 1840)

Поневоле вспоминается Ахматовское «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведя стыда...»

ПС. Есть по крайне мере, еще одно стихотворение, которые похоже на стиль Апухтина, но приписываемое еще одному Большому художнику - Ивану Сергеевичу Тургеневу «Утро туманное, утро седое».... гениальное стихотворение, которое выдает руку опытного мастера. А Тургенев больше нигде в стихосложении не был замечен...

(1843)
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые…
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды так жадно, так робко ловимые.
Первая встреча — последняя встреча —
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая рокот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.



Лермонтовское «Бородино»? Оно всплыло только во второй половине 19-го века...

ПС. В конце 1980-х группа Кино и Виктор Цой стали культурным и политическим феноменом в СССР. Продюссером, менеджером и главным бенефициаром этого проекта был довольно одиозный персонаж советской эстрады Виктор Айзеншпис. У него были и другие похожие проекты. Есть в связке Цой - Айзеншпис что-то похожее на связку Лермонтов — Апухтин...



ППС. В догонку — про то, как великий немецкий композитор Феликс Мендельсон сочинил еще более великого - Иоганна Себастьяна Баха. Все самые известные фуги, концерты — были опубликованы именно Мендельсоном... Который до 30 писал сам, а после 30 — занялся «поисками баха».
http://radmirkilmatov.livejournal.com/76209.html

Именно Мендельсон открыл большинство произведений Баха, в том числе, потому что «за Баха платили больше, чем за Мендельсона». Но скорей всего, Бах, как культурное достояние — для Германии был нужней, чем какой-то Мендельсон. Создание кумиров в прошлом - было не только русским проектом.

У Мендельсона есть цикл из шести органных сонат.
Все их можно найти и сравнить в Ю-тьюбе. Найдёте отличия?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments