Categories:

Карские экспедиции.

Эту часть истории России почему-то сегодня забыли.... Между тем, там есть интересные детали истории России и Европы 16-20 веков.

МСЭ. том 3. 1929. Стр.744
Карские экспедиции,
Рейсы пароходов из Европы через Карское море к устью Оби, Енисея и обратно. История К.Э. начинается в 16-17 вв. (См. Северный морской путь), но регулярный характер они принимают только при Советской власти. С 1920 к.э. совершаются ежегодно в июле-сентябре (период таянья льда в Карском море). Гдавная цель к.э. - вывоз из Сибири хлеба, леса и др.товаров на мировой рынок. К.э. также ввозят из Европы в Сибирь и на Урал с.х. машины и пр.фабрикаты. Благодаря дешевизне морского пути, к э сильно способствуют экономическому росту на тысячи км отрезанного от ж.д. севера Сибири.

В стране голод, в европе экономическая блокада, а кто-то вывозит из страны хлеб, и кто-то опускает в Европе цены на продукты.... Способствуя разорению крестьян и всемирному кризису.....

Основные этапы освоения

1553―1554 ― первая английская экспедиция сэра Хью Уиллоуби с целью найти Северо-Восточный проход в Китай. В результате Уиллоуби погиб, застряв во льдах в бухте возле острова Нокуев, а экспедицию продолжил и завершил его главный кормчий Ричард Ченслер, вошедший в устье Северной Двины и получивший от царя Ивана Грозного привилегии для английской торговли. Это событие положило начало образованию Лондонской Московской компании, которая сыграла огромную роль в развитии русско-английских отношений во второй половине XVI и первой половине XVII вв.

1594—1597 ― три экспедиции Виллема Баренца, целью которых был поиск Северо-Восточного прохода в Азию.
1616—1620 годы — царь Михаил Фёдорович запрещает торговым людям под страхом смертной казни добираться морским путём из Архангельска в Мангазею[3]. Сделано это было из политических соображений, чтобы оградить регион от проникновения английских и голландских моряков.
1648 год — Семён Дежнёв открывает пролив, отделяющий Чукотку от Аляски.
Первая Камчатская экспедиция — подтверждение наличия пролива между Азией и Америкой с декабря 1724 года по 1729 год.
Великая Северная экспедиция — ряд географических экспедиций вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии во второй четверти XVIII века.

1874 год — ради получения премии, объявленной купцом М. К. Сидоровым, английский капитан Джозеф Виггинс[en] совершает плавание на пароходе «Темза» от Сандерленда до Енисейского залива[4].
1875 год — плавание китобойной шхуны «Превен» под руководством шведа Адольфа Норденшёльда на средства купца Оскара Диксона от Норвегии до острова Диксон Енисейского залива[3].

1877 год — плавание из Лондона в Тобольск через Карское море парохода «Луиза» иркутского купца А. К. Трапезникова[5].
1878—1879 годы — экспедиция А. Норденшёльда на барке «Вега», собранная на средства шведского короля Оскара II, О. Диксона и А. М. Сибирякова, впервые прошла весь маршрут Севморпути[3].
Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр, совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914—1915 годах. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией.

Впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». Именем парижского эмигранта, которому шведское правительство за заслуги назначило пенсию от нищеты. За этот рейс пароход наградили Орденом Трудового красного знамени.... Этот корабль погибнет в августе 1942 года от немецкого крейсера рядом с Таймыром....

Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад за одну навигацию в 1934 году на ледорезе «Фёдор Литке» (капитан Н. М. Николаев).
Первая транспортная операция на Северном морском пути — сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток c 8 июля по 9 октября 1935 года.

Сидоров Михаил Константинович (1823-1887)

В 1860 году на Печору пришли за лесом первые четыре морских судна. Корабль «Диана», зафрахтованный В. Н. Латкиным, впервые доставил лес с устья Печоры во французский город Нант. Три корабля потерпели крушение. В 1861 году Латкин и Сидоров зафрахтовали три корабля, и доставили лес в Лондон и Бордо.

В 1862 году капитан первого ранга Крузенштерн получил разрешение на вырубку 360 тысяч деревьев в бассейне Печоры. В 1860-е годы В. Н. Латкин в Санкт-Петербурге основал «Печорскую компанию», в которую входили: его брат М. Н. Латкин, П. И. Крузенштерн (сын знаменитого мореплавателя), датский подданный Газе, отставной поручик Нелидов и М. К. Сидоров. С 1860 года по 1876 год в устье Печоры побывало около 130 русских и иностранных кораблей. В 1867 году печорский лиственничный лес впервые был доставлен в Кронштадт.

В 1863 году Печорская компания получила десятилетнюю привилегию на организацию на Печоре речного пароходства. Первый пароход прошел в навигацию 1864 года[1]. Позднее Печорская компания обанкротилась.

Сидоров также исследовал систему рек бассейна Печоры. В 1860 году им были открыты золотые россыпи в бассейне реки Щугор.
В конце XIX века вдоль Щугора проходил Сибиряковский тракт (Щугорский волок) — дорога от Печоры к Оби, проложенная промышленником Сибиряковым для вывоза сибирского хлеба.

В 1863 году в «Современном Слове» была опубликована первая статья Сидорова: «Новый мореходный путь из Европы в Сибирь». В том же году были опубликованы ещё две статьи: «Об открытии путей сообщения, морского и сухопутного, на оленях из Туруханского края за границу» в «Записках Императорского Русского Географического Общества» и «Записки о занятиях по исследованию и развитию в промышленном и торговом отношениях Туруханского края» в «Трудах Императорского Вольно-Экономического Общества».

Статьи М. К. Сидорова на различные темы публиковались в изданиях: «Народное Богатство» 1864 год, «Современная Летопись» 1866 год, «Известия Императорского Русского Географического Общества», «Народная газета» 1866 год, «Русский Вестник» 1866 год, «Голос» 1866 год, «Русская Старина» 1887 год. Всего опубликовано более ста статей по зоологии, географии и другим дисциплинам.

Принимал участие в организации и финансировании экспедиций по изучению Севера. На средства Сидорова были организованы многочисленные экспедиции, в том числе британского капитана Д. Виггинса, который несколько раз через Карское море проникал в Обь и Енисей. Также Сидоров участвовал в снаряжении экспедиции шведского полярного исследователя А. Норденшельда.

В первой половине 1870-х годов Михаил Константинович начал проводить в Санкт-Петербурге «Северные вечера для ознакомления деятелей по Северу между собой».

В 1877 году Сидоров организовал экспедицию парусной шхуны «Утренняя заря» под командованием капитана Д. И. Шваненберга. «Утренняя заря» впервые за одну навигацию доставила из Енисейска в Санкт-Петербург образцы сибирских товаров.

Сидоров был членом обществ:

Общества для содействия русскому торговому мореходству
Общества русской промышленности и торговли
Вольно-экономического общества
Русского географического общества
Общества любителей естествознания и этнографии при Московском университете
почетным членом иностранных учебных обществ и учреждений.
Сидоров вёл поиски полезных ископаемых на Кольском полуострове и Новой Земле, открыл первый на Севере России нефтяной промысел на реке Ухте, исследовал выходы каменного угля в бассейне Печоры.

Михаил Константинович с 1852 по 1882 год потратил на освоение Севера и Северного морского пути 1,7 миллиона рублей, что привело его к банкротству.

Правда умер он в Германии на лечении, но его могила в Спб не сохранилась.
Тело Сидорова было перевезено в Санкт-Петербург, и похоронено на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре рядом с могилой М. В. Ломоносова. На могиле на небольшой глыбе гранита был установлен темно-серый мраморный крест с надписью «Да будет воля твоя». Могила утеряна.


https://radmirkilmatov.livejournal.com/188369.html
Антидот. Глава 19-В. Неизвестная «Северная земля». О том, как много свидетельств сибирской экспансии на север. Был ли вывоз капитала из НоГаев а АНГ-лию??


Сейчас редко вспоминают, что в годы кризиса 1930-х перестал быть независимым государством британский доминион Ньюфаундленд. Поднявшийся на транс-атлантическом траффике, угле и рыбе - остров вслед за мировой экономикой внезапно разорился - и присоединился к Канаде.