В какой исторической реальности мы живём? (radmirkilmatov) wrote,
В какой исторической реальности мы живём?
radmirkilmatov

Categories:

1920-30 годы: бурные, сумасшедшие, деловитые - и потерянные.

Когда происходит техническая или культурная революция — также происходит «обрыв» связей между поколениями. С одной стороны — это естественно и даже нормально. С другой стороны — теряются те нити, которые позволяют человеку адекватно оценивать свое место в мире, социальные связи, культурный код.

Нет этого — и человек становится более уязвим, его проще сделать жертвой манипуляций и мошенничества.

Именно такой «разрыв» между поколениями, обнуление опыта произошло в начале 20-го века: мировая война,
революции, голод, эпидемии,
обновление элиты, социальной системы и государственного устройства —
и это прошло едва ли не по всем странам, и было усилено мощной технологической и культурной революцией.

Социальный перелом довершил крах экономики, несколько кризисов, депрессий и обновлений Институтов управления.


Сейчас — эпоху 1920-х в США и Великобритании называют «Бурными или ревущими двадцатыми» (Roaring Twenties). Название передает динамичность социальной и культурной жизни в это время. Во Франции и франкоязычной части Канады это время называют «сумасшедшие двадцатые» («années folles»).

Радикально изменились мода и стиль одежды, наступил расцвет джаза, радиовещание стало повсеместным, кинематограф обрел звук и из развлечения для немногих — стал массовым. Социальные и культурные изменения двадцатых годов начинались с крупнейших городов — и охватили весь мир.

В двадцатые годы был сделан ряд важных научных открытий и изобретений, имевших далеко идущие последствия, в отдельных странах отмечался беспрецедентный рост промышленности и потребительского спроса. Хотя, возможно, это был последний всплеск той — ушедшей культуры, которая была заменена — этим социальным и культурным «разворотом». Хотя основные результаты этих открытий стали понятны поздней - вроде пенициллина, атомной бомбы, телевидения, ракет...

Атмосфера «ревущих двадцатых» воспринималась ее современниками - как полная и радикальная модернизация и разрыв с традиционными ценностями викторианской эпохи. Благодаря новым технологиям, всё казалось разумным и легко осуществимым. Френсис Скотт Фицджеральд назвал это время «веком джаза». Новая жизнь представлялась веселым танцем.

В начале 1920-х годов кино ещё оставалось немым и чёрно-белым. Первый цветной кинофильм появился в 1922 году, а в 1926 году киностудия Warner Bros. выпустила свой первый фильм со звуком и музыкой. Первой работой, в которой персонажи заговорили, стал фильм «Певец джаза». Звуковое кино стало пользоваться бешеным успехом у публики, киностудии брали новое оборудование в аренду — и работали круглосуточно. Производство кинофильмов обрело «второе дыхание», что привело к возникновению Голливуда, центра этой индустрии. Этот новый способ развлечения вытеснил прежний водевиль. Ходить в кино было дешевле, и оно быстро стало массовым. Кино стало «важнейшим из искусств».

Чрезвычайно популярна стала мультипликация. В конце 1920-х годов появилась студия Уолта Диснея и Микки Маус.

В 1925 году появился электрофон и способы звукозаписи при помощи электричества. Это привело к распространению грампластинок.

В 1927 году Чарльз Линдберг совершил первый в мире трансатлантический полет, что запустило индустрию коммерческой авиации (уже в 1930-х годах). Фотосьемка при помощи летательных аппаратов — привела к развитию картографии и — мир стал восприниматься плоским, более простым и понятным. Открытие Панамского канала 12 июня 1920-го года привело к облегчению коммуникаций в Америке. Изменились представления о географии и возможностях перемещений.

Радио хотя вначале было дорого, но уже тогда оно стало массовым видом развлечения, информирования и манипуляции. Оно предложило новые средства рекламы, благодаря чему приобрело столь высокую значимость. В США в 1927 году была создана Федеральная комиссия по радио и был утверждён Радио Акт, который ввёл регистрацию частот и установил три запрета: 1) выходить в эфир на частотах, уже занятых другой станцией; 2) распространять богохульство; и 3) передавать «непристойности» (то есть передачи порнографического характера)...

И да — все новые виды искусства оказались востребованы криминалом, порнографией, репрессивными органами самых разных стран и военными.

В 1920-х годах стали массовыми автомобиль и продукты химической промышленности . До войны автомобили были роскошью, а в 1920-е годы стали обычным явлением. К 1927 году было продано 15 миллионов моделей «Форда Т». Одновременно появились шоссейные дороги, мотели, станции обслуживания, рынок подержанных автомобилей — и новые жилые дома вдалеке от средств общественного транспорта. Изменилась городская и сельская среда.

Большая часть промышленности перешла с парового привода на электричество. Стало строиться множество новых электростанций. Урбанизация привела также к развитию современных систем канализации. Как правило, все эти заботы подлежали ответственности местных властей, которые не справлялись с финансированием решения всех проблем своих регионов и к началу Великой депрессии оказались в долгах. Помогать пришлось федеральному правительству, которое использовало доходы от репараций и федеральных налогов.

Появление новых технологий потребовало новой инфраструктуры, и её создание стало в основном финансироваться правительством, как к примеру, строительство хороших шоссейных дорог. Электрификация в США после войны привела к созданию общенациональных электрических и телефонных сетей.

В этих условиях опыт предыдущих поколений — не значил уже почти ничего... Но ведь это далеко не все...
СМ точки зрения обрыва исторических связей — так выглядит не прогресс, а социальная болезнь. Где-то прибывает — где-то убывает. Главное — это заметить и исправить...

Именно в 1920-е достигла пика урбанизация. Даже в Америке количество городских жителей стало превышать сельское население. В нескольких крупнейших городах Америки оказалось почти 20% населения. Самого активного и богатого, которое сформировало новую «суб-культуру» Финансовый и страховой сектор экономики резко выросли. В Нью-Йорке и Чикаго стали строить многочисленные небоскребы. Количество «белых воротничков» увеличилось настолько, что даже в средних городах они стали составлять значительную часть населения.

В должности мелких клерков, работающих с бумагами, пишущей машинкой и телефоном стали работать незамужние женщины.

Характерный для «ревущих двадцатых» стиль архитектуры и дизайна «Ар-деко» зародился в Бельгии и в Нью-Йорке в этом стиле в 1930-м году было построено одно из самых высоких зданий — Крайслер-билдинг, ставшее одним из символов новой эпохи.

В 1920-х годах художественные стили стали более разнообразными и наряду с ар-деко развивались, например, экспрессионизм, сюрреализм, модернизм.

В 1920-х годах впервые в Америке начался расцвет афро-американской субкультуры («гарлемский ренессанс»), особый «джазовый» стиль поэзии и музыки». Черная культура стала восприниматься не как «низшая», а как особенная этническая.

В эту эпоху началось творчество знаменитых джазовых певцов и музыкантов, таких как Джелли Ролл Мортон, Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Бинг Кросби. Оформились как независимые стили блюз и кантри.

«Гарлемский стиль» сформировали и новый стиль в танцевальной культуре. Наиболее популярными танцами эпохи стали фокстрот, американское танго, чарльстон, блюз, степ — многие из которых активно использовали афро-американские ритмы.

Мода и представления о дозволенном также изменились. В городских культурах разных стран стало приемлемо носить короткие юбки, коротко стричься, слушать джаз. Это было одновременно модной тенденцией, социальной позицией, эпатажем, разрывом с традиционными ценностями. В моду вошла шляпка-клош («колокольчик») и косметика, которые ранее считались более уместными среди представительниц «древнейшей».


В побежденной Германии — на фоне отторжение всего имперского, милитаризованного духа пруссачества - пришло новое течение в изобразительных искусствах, музыке, кино: «новая деловитость» (Neue Sachlichkeit). Его представители искали возврата к традициям довоенного реализма, а иногда даже классицизма, не чурались авангарда. Это было не только художественным течением, но и жизнеощущением эпохи после войны и революций.

Идея функциональности: взамен архаических критериев красоты, взамен смешения высоких чувств и иногда экзальтированной духовности — найти красоту в документе, факте, прикладной полезности предмета. Не надо гуманистических идеалов, надо гораздо циничней оценивать человека и его пороки. И человек и общество не идеальны. Не надо иллюзий: торжество материального начала над духовным — неизбежно.


Одновременно весь технический прогресс, смена социальных и культурных идеалов — привела к тому, что целое поколение после войны стали называть «Потерянным поколением». Это были люди, начавшие взрослую жизнь на фронтах Первой мировой войны и не сумевшие психологически приспособиться к мирной жизни.

Такое иррациональное понимание мира отражали Эрнест Хемингуэй, тот же Фрэнсис Скотт Фицджеральд, другие. Они обнаружили наступление эпохи материализма и индивидуализма, ушедшие романтические иллюзии и утраченные идеалы.

Это было время, когда идеалы прежнего мира - оказались пересмотрены и выброшены на помойку. Они вдруг стали багажом, который мешал идти в светлое будущее...

Потерянное иногда не нужно искать. Но если ты что-то потерял, лучше понимать — что именно. Потому что свою потерю следует понять и если надо - возместить (?).

Вдруг без этого идеализма и гуманизма - кто-то вырос реальным инвалидом ??
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments