В какой исторической реальности мы живём? (radmirkilmatov) wrote,
В какой исторической реальности мы живём?
radmirkilmatov

Categories:

История промывания мозгов. Метод социалистического реализма.

Про то, что мозги промывали во времена Романовых — говорят мало. А советская фабрика промывки мозгов — была у всех на виду. Но она должна была иметь свои традиции и учителей. Иначе надо признать никем пока не оцененные интеллектуальные и творческие достижения советской власти.

Про учителей и предшественников в этой области говорить не принято. Но система промывания мозгов явно была у немецкой династии, которая успешно представила себя вершиной нестяжательства, любви и мудрости для обобранного ею русского народа.

Эти достижения немецкой династии были настолько сильны, что до сегодняшнего дня можно встретить убежденных монархистов, этаких Николаша-филов — жертв неоцененного «Стокгольмского синдрома» от кровавой немецкой династии с русским псевдонимом.


Традиции русской культуры принято считать «критическим реализмом». К нему относят русскую литературу 19 века, к этому же стилю относят русских «передвижников». Их связывают с традициями «народовольцев» в политике. Все они шли на фабрики, заводы, в казармы, чтобы непосредственно наблюдать за жизнью своих персонажей, простого народа, «зарисовывать» её. Они отображали быт рабочих, крестьянства, интеллигенции.

Об этом не говорят, но в критическом реализме 19-го века не было элиты страны. Не потому, что жизнь элиты никого не интересовала. Про элиту в русском культурном пространстве было мало, потому что власть держала дистанцию. И эта часть жизни была жестко табуирована и цензурирована ("Война и мир").



В годы революции прорвало все «заслонки», и основы социалистического реализма находят уже в начале 1930-х. Министра просвещения РСФСР Анатолия Луначарского считают первым, кто заложил идеологический фундамент этакого «социалистического реализма». В начале тридцатых он посвятил целый цикл теоретических статей «пролетарского реализма» в «Известиях».

В годы индустриализации и коллективизации, при ломке страны и общества — Советской власти нужно было своеобразное новое искусство, мало отличающееся от старого. Но в новых, в современных декорациях. Если уж не поднимающее народ на «трудовые подвиги», то по крайней мере, которое бы убеждало народ помалкивать...

Считается, что термин «социалистический реализм» появился в 1932 году. И СоцРеализм стал основным инструментом государственного контроля над искусством и способом полит. пропаганды.


Официальное определение социалистического реализма было закреплено Уставом СП СССР, принятом на Первом съезде СП:

Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма.

Повторю (РК) самое интересное: Правдивость должна считаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе...

Вот так прямо. «Правда» - это не абсолют.

Когда-то в школе мы сдавали метод соцреализма на выпускных экзаменах. И нам крепко вбили, до зазубривания, какой должна быть настоящая литература.
Метод «социалистического реализма» изучался в советской школе — как единственный правильный способ понимания мира.

Принципы соц-реализма

Народность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц. То есть, литература должна быть для народа, и словно исходить из него.

Очень широко распространенный метод манипуляции. Любой факт и любую мысль можно оспорить, потому что это не мнение и не в интересах народа. И нужен тот, кто будет отвечать за то, как думает как народ?

Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей.

То есть, литература должна давать повод позиционировать себя — через принадлежность к определенной, желательно самой передовой — идее.

Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и своё сознание, отношение к окружающей действительности).



«Задачи метода социалистического реализма требуют от каждого художника истинного понимания смысла совершающихся в стране событий, умения оценивать явления общественной жизни в их развитии, в сложном диалектическом взаимодействии».

То есть, если ты видишь белое — черным, но партия сказала «надо» - описывай «белое». Иначе ты не художник.

Государство давало заказы, посылало в творческие командировки, организовывало выставки — таким образом, стимулируя развитие необходимого ему пласта искусства.


Писатель, по выражению Юрия Олеши — это «инженер человеческих душ». Своим талантом он должен влиять на читателя как пропагандист. Он воспитывает читателя в духе преданности партии и поддерживает её в борьбе за победу коммунизма. Субъективные действия и устремления личности должны были соответствовать объективному ходу истории.

Ленин писал:
«Литература должна стать партийной… Долой литераторов беспартийных. Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, „винтиками и колесиками“ одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса».



Цензура, гос.заказ в литературе и корпорация «Союз советских писателей» - привели к тому, что представления о прошлом у нормального советского человека — были извращены и забиты «трэшем», который имел такое же (читай - никакое) отношение к объективности, как репортажи CNN, фильмы Голливуда или обещания «Единой России».


Не надо удивляться тому, что осталось мало документов столетней давности. Любая информация — потонула бы в том хламе, который ежегодно выдавали советские писатели. Писать надо было не о том, как было, как видели, а про то «как должно было быть»: объективно, партийно, и чтобы со всем советским народом....



Герои Шолохова в Поднятой целине прямо на страницах романа незатейливо обсуждают статью Сталина про «головокружение от успехов».

В финальной сцене романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» - герои сидят на Съезде Советов, смотрят на Ленина и слушают План ГОЭЛРО.

Похожими яркими красками лучшие советские писатели вдалбливали и вдалбливают — в головы советских читателей правильный взгляд на кровавое воскресенье, Революцию, гражданскую войну, репрессии, войну, оттепель, Малую землю, Целину, Приватизацию.

Ведь важно — не то, как это увидел конкретный человек....
Важно — то, как должны об этом думать (советские люди).


Причем, так делали не только советские писатели.
и не только "делали"


В романе «Девятое термидора» главный герой засыпает в самый решающий момент — обвинения и ареста Робьеспьера — и роман, ставший одним из первых литературных описаний французской контрреволюции — оказался без решающей сцены. Если бы Алданов оставил для потомков описание, как и почему это событие происходило — получил бы Нобелевскую премию...


Советские писатели по сравнению с такими монстрами, как CNN - просто детский сад.


В рассказах Катаева и Шкловского, очерках Ильфа и Петрова, пьесах Булгакова, прозе Пастернака, Фадеева, Рыбакова, Гроссмана — тот же принцип... Книги описывали действительность — такой, какой- она должна быть исходя из ее исторической сущности. То есть — не так, как ты ее увидел вблизи.

Эти же принципы — но уже в кино — дали нам и «картинку», которая закрепила нужные идеи в нашем сознании. Василий Иванович Чапаев сразу стал мифическим героем анекдотов. В эпопее «Освобождение» (1974-75) одновременно идет бой - и обсуждение тактики в Верховной ставке. Того «как надо». Штампами социалистического реализма наполнены наши СМИ и наши головы — до сих пор. Потому что это не конкретные факты, а Система.

Метод социалистического реализма - определял содержание всей советской литературы. При СССР мы даже не представляли, что можно писать иначе.


Солженицын знал, что ГУЛАГ - это плохо. А раз так - «Архипелаг ГУЛАГ» только назывался «исследованием». Это был «советский роман» со всеми художественными приемами советских писателей. Хотя и для других заказчиков.

В эти же рамки «причесывали» писателей прошлого. К примеру, в 1973 году вышло Постановление секретариата ЦК КПСС «О переиздании художественных произведений Волошина, Мандельштама, Вяч. Иванова, Клюева, Булгакова и других писателей 20-х годов» (от 7 июня 1972 года), имевшее гриф «Совершенно секретно». В документе говорилось, что книги указанных писателей и поэтов предполагается выпустить в 1973—1975 годах «ограниченными тиражами», с обязательными «вступительными статьями и комментариями, дающими марксистско-ленинскую оценку творчества автора»...


С идеями дело идет так: прочел одну книгу, вторую, десять - у тебя сформировался определенный стереотип. Если речь идет об Истории — сформировался образ той эпохи.
Все. После этого. Это уже твои идеи, твои мысли, часть тебя самого.

Любые книги, статьи, документы — после этого ты рассматриваешь с позиции того - куда этот документ вписывается в общую систему.

Если новый документ в стандартные рамки не вписывается, то этот документ для тебя - чушь, муть, фальшивка. Такие - «фальшивые» документы - не хранят. Фабрика советской литературы - была, конечно, слабее Голливуда, но люди много читали, существовало много журналов, была литературная критика, «гос.заказ» - и система долго работала эффективно. Пока «оттуда» не стали платить больше...

Если какой-то документ не вписывался в систему — его исправляли. Или уничтожали. Никакого злого умысла. Так работает Система.

Исправить точку зрения на прошлое - можно за одно поколение.

Хорошая качественная литература сформировала определенный «культурный код» у целой нации. Люди воспринимали окружающее - только в границах этого «кода». И оказались не восприимчивы - ко всему, что находилось за пределами сложившейся у них системы координат.

Советский человек - это определенная система ценностей, заложенная пропагандой. Не факт, что плохая, но - все равно - результат работы пропагандистской машины.

Мы сегодня с трудом представляем, как «что-то могло быть как-то иначе». «Фабрика промывки мозгов» легла в основу СМИ, газет, телевидения. Но разве где-то СМИ и литература работают по другому?




Диссидент Андрей Синявский однажды отметил, что соц.реализм на самом деле не имеет отношения к «настоящему» реализму, а является не больше, чем советским вариантом классицизма с примесями романтизма.

Очень изящное определение для откровенного (порой) вранья — «романтизм».

То есть, метров советской литературы, которые создавали «правильный взгляд» на нашу Историю - можно назвать не лжецами (фу — это грубо!), а деликатно — «романтиками».

А то, что ты купился на эту ахинею, в конечном счете — сам виноват.

ПС. Если кто-то понял, что это были мысли на самом деле не про историю и литературу, а про современную политику - пожалуй, да.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments