В какой исторической реальности мы живём? (radmirkilmatov) wrote,
В какой исторической реальности мы живём?
radmirkilmatov

Categories:

Раскол - или гражданская война? Церковь - сторона конфликта - или оружие ведения войны???

История раскола русской церкви. Часть первая. Гражданская война 17-го века.

«Водоразделом» считают Большой Московский Собор 1666 года, середина правления Алексея Тишайшего, когда были наложены проклятия на всю «Старую Веру» и одобрено применение «озлобления к раскольщикам».

До этого момента можно считать всех, даже Никона — правоверными православными христианами веры князя Владимира и преподобного Сергия Радонежского.

Какой была численность и динамика раскольников и старообрядцев — вопрос оценок и натяжек. Но из 20 млн. человек, которые причисляли себя к старообрядцам до революции, сегодня осталось не более 2 млн, из них 1 млн. живут за границей.

Итак...
- 1653 год. Никон Перед Великим постом издает указ, предписывающий совершать крестное знамение тремя перстами, что противоречило решению Поместного Стоглавого Собора 1551 года, закрепившим двоеперстие.
Скорее всего, попытки проникновения на Русь троеперстия были и раньше, неспроста на Стоглавом Соборе в 1551 году, христианам напоминали- как следует креститься, и наложили проклятье на варианты: «Аще ли кто двема персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестного знамения. Да будет проклят, святии отцы рекоша.»

- 1654 Собор положил начало делу унификации московских книг по греческим книгам.

- 1656 Принято решение поместного Московского собора, где всех крестящихся двумя перстами — объявили еретиками и предали анафеме.

- 3 апреля 1656 Сожжен епископ Павел Коломенский. Последний епископ, который оставался в Правоверии. Старообрядцам пришлось ждать восстановления иерархии до 1846 года.

- 1666 Большой Московский собор с участием двух патриархов: Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. Объявлены проклятия на всю Старую Веру и на приверженцев дониконовского благочестия. Анафема наложена на всё Церковное Предание.

- 1667-1671 — предводителем казаков стал Степан Тимофеевич Разин, армия до 2000 человек, походы Степана Разина. Крестьянское восстание. Разинцы распускали слухи, что в их рядах находятся царевич Алексей Алексеевич (в действительности умерший в Москве 17 (27) января 1670) и патриарх Никон (в то время находившийся в ссылке).
Война в Поволжье продолжалась после казни Разина под предводительством атаманов Василия Уса и Фёдора Шелудяка.27 ноября (7 декабря) 1671 года правительственные войска овладели столицей разинцев — Астраханью.

- с 1668 по 1676 «Соловецкое восстание». Главный духовный центр Руси был взят 18-го января (8 января старого стиля) 1676 года правительственными войсками.

14 (24) апреля 1682, в Пустозерске (современный Нарьян Мар), после длительного заточения (14 лет, сопровождающихся написанием наставлений и писем)), был сожжен лидер протеста староверов протопоп Аввакум с соратниками.

- 27 апреля 1682 года в возрасте 20 лет, не сделав распоряжения относительно престолонаследия умирает Федор Алексеевич. Историки называют причиной смерти «цингу» (у царя: читать — отравление ртутью - ??).

- 5 июля 1682 года Восстание князя Хованского (Х-А-Нский = «хованский» в греческом написании). Лидер староверцев суздальский священник Никита Добрынин (по прозвищу «Пустосвят») в Грановитой палате участвовал в диспутах в присутствии царевны Софьи Алексеевны. Староверы провозглашали свою победу. Царевна Софья на следующее утро приказала схватить их: Никита был казнён на Лобном месте (ему отсекли голову), его соратники разосланы по монастырям, некоторым удалось бежать. Позже казнен Хованский и стрельцы сочувствующие старообрядцам.

- 1685 год, 7 апреля царица Софья издала, возможно, самый кровавый указ в русской Истории против своего народа. Лев Гумилёв называет «Двенадцать статей» одним из самых безжалостных узаконении геноцида по по религиозному признаку. Историки считают, что указ был подготовлен иезуитами, среди которых вспоминают во многих смыслах ближайшего к Софье — князя Василия Голицына. Этот закон привел к массовому бегству старообрядцев из Москвы, Подмосковья и других крупных городов страны.

4. Которые люди ходили по деревням и людей, которые в совершенных летах, также и детей их, которые в совершенных и в малых летах, перекрещивали и прежнее святое крещение нарицали неправым, а перекрещиванье вменяли в истину: и тех воров, которые перекрещивали, хотя они церкви Божией и покорение приносят и отца духовного принять и святых тайн причаститися желать будут истинно, и их, исповедав и причастя, казнить смертью без всякого милосердия.

Конец первой серии. Разрыв преемственности в этой Истории. Начало второй серии. Возможно, что другая перспектива // видение на те же события.

-1700 Странная «Реформа календаря». Его сократили на 5500 и на 8 (5508)лет.

- 1702 по 1707гг. Дмитрий Ростовский (Туптало) пишет доктрину никонианского сообщества, и труд под названием «Розыск о раскольнической Брынской вере». Где утверждается, что староверы верят в другого бога, под именем- «Равноухий».

«ПОНЕЖЕ ИНО ЗНАМЕНУЕТ Iисус, ИНО же Iсус, якоже прежде рехом, толкуется с еврейскаго языка Спаситель, с греечскаго же Исцелитель. Iсус ЖЕ ЧТО ЗНАМЕНУТЕ ВНЕМЛИТЕ: по гречески Iсос, по нашему глаголется равный: оус, же глаголется ухо.

Та два речения егда в едино место сложиши, будет Iсоус, еже глаголется равноухий. НО НЕ БУДИ НАМ ТАКО НАРИЦАТИ СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО. Сего ради лучше есть писати Iисъ, неже Iсъ, да и глаголем В ТРИ силлабы, ЗНАМЕНУЮЩЫЯ Спаса и Исцелителя нашего Христа, а НЕ В ДВЕ силлабы, ЗНАМЕНУЮЩЫЯ РАВНОУХАГО…

В российском же языке раскольщики, В ДВЕ ТОКМО силлабы глаголюще Iсус, НЕ ИСПОВЕДУЮТ Спасителя и Исцелителя душ наших. И В ПРАВДУ В НИХ ИН Iсус: НЕ ИСТИННАГО БО Iисуса, Спасителя и Исцелителя, исповедуют, Но НЕКОЕГО Iсуса РАВНОУХАГО… ИН БО ОБРЕТАЕТСЯ В НИХ Iсус, глаголемый РАВНОУХИЙ»


-1705 Указом от 16 (27) января устанавливалось следующие разряды пошлины на бороды:
с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 60 рублей с человека в год
с гостей 1-й статьи по 100 рублей в год
с купцов средней и мелкой статьи, а также с посадских людей по 60 рублей в год
со слуг, ямщиков и извозчиков, с церковных причетников, кроме попов и дьяконов, а также со всяких чинов московских жителей — по 30 рублей ежегодно.
с крестьян получать пошлину при въезде и выезде из города по 2 деньги с бороды.

-1707 Петр I учреждает «особый приказ по надзору над иконописцами» (позднее эти функции отошли к Синоду).

1707 — 1708 Булавинское восстание — казацкий бунт под предводительством Кондратия Булавина. В основном на территории Войска Донского.

-1714 Указ о переписи всех раскольников, после проведения которой преследование правительством раскольников ограничивается преследованием только тайных (уклонившихся от открытой записи в раскол).
Так же, Указом Петра первого, для старообрядцев вводилась специальная одежда, что бы их было можно сразу опознать. Александр Сергеевич Пушкин с изумлением писал в «Истории Петра I»: «Петр повелел ... раскольникам нашить на спины платья четвероугольники из красного сукна с желтыми козырями. Они повиновались и безо всякого стыда, являлись на бирже торговать с иноземцами».

-1716 году были отменены «Двенадцать статей» царевны Софьи и старообрядцам для облегчения их учёта была предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». При этом был усилен контроль и наказание тех, кто уклонялся от регистрации и выплаты двойного налога.

Неисповедующихся и не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, и даже ссылать на каторгу. За совращение в раскол (совращением считалось всякое старообрядческое богослужение или совершение треб) как и до Петра I полагалась смертная казнь, что было подтверждено в 1722 г.

-1718г. - Указ о закрытии всех домовых церквей (за исключением принадлежащих членам царской фамилии и некоторым престарелым знатным дворянам)

-1721г. Петр I издает манифест «Самодержец Всероссийский», декларирующий подчиненное положение Церкви по отношению к монарху и обосновывающий создание Духовной Коллегии для руководства всеми сторонами церковной жизни. Ликвидация патриаршества.

Духовная Коллегия переименовывается в Святейший Правительствующий Синод, формально уравненный в правах с Сенатом. Утверждение обязательной для всех членов Синода принятия Присяги на верность монарху.

Фактическое возникновение духовной цензуры. Все богословские сочинения до напечатания должны утверждаться Синодом.
Синод выносит решение о разрешении православным вступать в брак с католиками и протестантами.
Открытие первых архиерейских школ, будущих семинарий.
Прекращение монастырского летописания.

-1724г. Создание раскольничей конторы, ведающей административно-полицейскими делами по раскольникам. В ведении Синода оставлена только миссионерская деятельность.


Опять разрыв преемственности. Конец Второй серии. Начало третьей серии.


-1773 Указ о веротерпимости. (Екатерина 2) Первое ощутимое послабление для христиан. Вводится слово - «старообрядцы», которое постепенно становится и самоназванием.

-1788 Раскольникам открыто предоставляется свобода веры: отменяются двойное налогообложение, особые списки и само название «раскольники». Разрешено выбирать староверов на общественные должности. Образуются большие старообрядческие общины в Москве- Рогожское и Преображенские кладбища.
(Возможно заслуга князя Григория Потёмкина-Таврического, так как он потомок одного из главных предводителей борьбы с никонианством- боярина Потемкина и послабления закончились после его смерти в 1791 году, то есть... через три года).

-1800 Синод организует- «Единоверие». Служение «старым чином» под руководством Синода. Староверы всячески заманиваются в единоверческие приходы. Многим купцам, для получения гильдии и для оформления наследства, приходилось переходить в Единоверие.


Четвертая серия.

- 1856—1905 «запечатывание алтарей» Полный запрет на совершение литургии во всех храмах поповцев.

До 1874 г. все дети старообрядцев считались незаконнорождёнными. С 1874 года для старообрядцев был введен гражданский брак: «Браки раскольников приобретают в гражданском отношении, через записание в установленные для сего особые метрические книги, силу и последствия законного брака».


-17 апреля 1905 года Николай второй издает манифест «Об укреплении начал веротерпимости».
В 12-м пункте манифеста предписывалось «распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез комитет министров до Высочайшего рассмотрения, так и по определениям судебных мест».

По телеграмме императора, данной 16 апреля, представители московских властей сняли печати с алтарей старообрядческих храмов Рогожского кладбища.

- 21 февраля 1906 года делегация старообрядцев всех согласий в количестве 120 человек была принята Николаем II в Царском Селе.

В 1905—1917 годы, было построено более тысячи новых старообрядческих храмов, к работе над которыми активно привлекались видные архитекторы того времени — Ф. О. Шехтель, И. Е. Бондаренко и др. В эти годы открылись около 10 старообрядческих монастырей.

Необычный небоскреб «Колокольня Воскресения Христова» на Рогожском поселке в Москве на Нижегородской улице около «Площади Ильича», построена как раз в честь Манифеста, в народе называлась «Памятником Свободы».



Советский период.

После Февральской Революции, старообрядцы думали, что им дадут жить, как они хотят. Но уже в 1918 г. в одном из последних номеров журнала «Голос Церкви» было напечатано воззвание архиепископа Московского Мелетия (Картушина) к борьбе с безбожниками.

Несколько епископов и видных деятелей старообрядческой церкви вынуждены были бежать. Планомерные закрытия старообрядческих храмов начались с конца 1920-х годов, и это связано с Декларацией митрополита Сергия (Страгородского), который был непримиримым противником старообрядчества.

В 1927 г. состоялся последний ежегодный собор Старообрядческой Церкви, который разрешила провести власть. Из 27 епископов, служивших в этом году, к 1941 г. оставалось всего двое (из них один на свободе). Остальные или погибли, или бежали.

Эпилог.

- 1971 год. На поместном Соборе РПЦ Московского Патриархата были приняты «сожаления» что так не хорошо получилось и принято решение- считать проклятия на Старую Веру «яко небывшие». Что это значило, не было пояснено...


Выводы... вопросы раскола - никогда не были вопросами веры. Это были вопросы борьбы за власть, деньги, преследование по национальному и социальному положению.

Церковь была инструментом преследования. Возможно одним из "банков", одним из "игроков", одним из СМИ", возможно - политической партией. Она давала свое одобрение, свою "Кафедру" - политикам. Вопросы богословия в церковной борьбе были инструментом и роли не играли.

Не хочу никого обидеть - вопрос настоящих уроков из Истории и правильного учета своих традиций...

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments