К примеру, умение считать в уме, на бумаге, с линейкой — это систематизация твоего мышления. Это область мышления, на которую опиралось логика в других областях, десятки других навыков... Если это исчезает, человек, считай — почти калека. 30 летних не так жалко. А детей — жаль.
Понятно, это тупо старческое ворчание. Но откуда вышла мысль... Современные инженеры не работают за кульманом и ватманом. У них компьютеры и мышка. Объемы чертежей растут. Но их качество и полезность — стремительно падают. У старой системы, когда человек стоял за ватманом с кульманом — вроде была ниже производительность. Но носители ТОЙ культуры поневоле имели более развитое пространственное мышление. Поневоле успевали больше думать, они намного лучше умели работать группами, дискутировать, думать вслух. Что является более высокой культурой.
Другая система получения инженерных навыков сегодня привела к тому, что инженер получается «не о том». Пиджак есть, диплом есть, даже голова заметна. А все вместе — не могут сделать расчеты, чертежи, заменить детали, оценить риски...
Да, это старперское ворчание. Вот-мы, наше поколение в наше время целую страну прос.али. А эта молодежь... но если без обид и серьезно...
Раньше я об этом совсем не думал, но недавно мне переформатировали мозг, и фактически «перевербовали».
О чем речь... Три с половиной года назад я вернулся в родной город МБА-менеджером, хорошо знающим финансы, учет, банковское дело, администрирование и другие столичные «штучки», которые за пределами МКАДа являются совершенно бесполезным багажом...
Уже здесь оказалось, что настоящая проблема не в том, как считать и отчитываться. Проблема была в производстве. Как СДЕЛАТЬ. Ведь прежнее поколение профессионалов с заводов почти ушло. Мое поколение (и следующее) прошли мимо заводов — вообще. Новое поколение выросло по другим программам, и разрыв преемственности оказался таким, что пришлось его компенсировать самому. Но четверть века моего «инженерного простоя» вдруг оказались не проблемой, а —... форой.
В начале это даже было забавно: прочел пару учебников по химии, стал разбираться в эмалировании, проехал по клиентам, понял, как идут продажи, затем до меня доперло, как работают цеха, разобрался в нормировании, штамповке... Постепенно завод-таки сделал меня другим человеком, «перевербовал». Теперь новый человек во мне лезет во все технические вопросы. Я вдруг вспомнил, что по первому образованию, по своей манере соображать, по воспитанию — всегда был инженером, и вдруг вернулся к той профессии, в которую вошел после школы...
Приятно думать на «молодых скоростях», но четверть века - это срок, когда изнашивается не только организм, но и мозг.... Это приятно, но это же не правильно.
Когда-то давно о том, что я стал инженером, я понял только в 22 года. Тогда я рисовал диплом. Проведя четыре месяца за расчетами и чертежами, я сделал дипломный проект. Чертеж был два метра высотой и одиннадцать метров в длину. Усовершенствованный (мною же) двигатель АЛ-31Ф в полный размер.
О том, что я делаю, я даже не подозревал: надо — значит надо: чертежная доска, рулон слева — рулон справа... рисуешь днем - рисуешь ночами. Потом вдруг почти закончил. Тогда я снял чертеж с доски, поставил на пол и вошел вовнутрь. Сел — и вдруг понял, что я - это как бы уже не я. Я смотрел вокруг себя на двигатель, и вдруг до меня дошло, что я знаю о нем — ВСЕ.
За год до того на военной кафедре я сдал матчасть МИГа-21 и его движка (Р-25-300), но там я зубрил, а тут — ПОНЯЛ. Это было откровение. Просветление. Почти-оргазм.
Ни один алкоголь или наркотик (пардон) не вштырил меня сильней в будущем, чем собственный чертеж в 22 года. Может быть на этой эйфории я и в следующий ВУЗ поступил ))...
Наверно, как-то так и надо вдалбливать людям интерес к учебе... Когда не дебильные тесты, а беседа с преподавателями, опыты с «железом», практика, дискуссии, штабеля учебников... Когда не идиоты — чиновники из МинПроса, а действительно УЧИТЕЛЯ. Просветление, откровения...
Строго говоря, 90% того, чему нас учили в ВУЗе - нам не пригодилось: уравнения Максвелла, комплексная геометрия, матан, дифуры, сопромат, материаловедение... Но это все развивало. И если бы не это, наше поколение вряд ли смогло бы к 40 годам пройти во власть и разворовать там все. Мне эта подготовка помогла стать спецом в двух десятках разных профессий от банков до журналистики, и от бухгалтерского учета до внутреннего контроля.
Не случайно из инженеров того времени сложились самые лучшие мошенники 90-х, все возможные мавроди-щи, ходоркови-щи, березови-щи. Мозг у которых не только числился в голове, но и работал.
Помню, лет 10 назад я оказался в столичном банке, там для меня было откровение, что молодежь не умеет думать схемами, табличками. Они понимали только последовательный текст, да и то — не как логические построения, а как стихотворение из непонятных иностранных слов. я злился, и не понимал, почему «Инвестициями в себя» они искренне считает силикон и ботекс...
Изменившиеся принципы обучения — не просто делают учебу проще, но и специалистов (еще раз пардон) хуже.
Не вопрос в том, нужны ли компьютеры или нужен ли интернет. Глупо бороться с прогрессом. Но это делжен быть прогресс, а не дебилизация. Стандарты образования некоторых европейских стран уже считают не нужным такой навык, как писать. Не просто без ошибок, а писать — вообще. Компьютер делает этот навык бесполезным. Но ведь в этом основа образования, культурный код, на который опираются десятки и сотни других навыков. Кажется, это называется Игрой в бирюльки, когда в основании башни убираются элементы, пока башня не обрушится.
Сейчас чертежи делают в интернете, и это другая культура подготовки кадров. А за ватманом и кульманом — человек думает иначе, чем за экраном и мышкой, более «пространственно», более ответственно... Это видно по культуре чертежей, их пригодности в дальнейшем, в очевидных ошибках, которые делают нынешние инженеры, в слабости расчетов, недостаточном ассоциативном мышлении, плохом умении структурировать вопросы...
И что дальше — ??
Где надо сказать - СТОП?
Например, ничто так не подрывает государственный строй так сильно, как электронные системы подсчета голосов.... И без них никто давно не верит ни в какую демократию или справедливость. Но электронная избирательная система окончательная убивает последнюю веру в выборы, их результаты и эффективность институтов.
Когда ответственность за результаты отдали компьютору на «аутсорсинг», то не просто растет оболванивание туземцев. Избирательная система — очевидный пример, что повсеместная компьютеризация и цифровизация — это зло. Так же как электронные записи в поликлиники. Нельзя отдавать свой мозг и управление собой — на аутсорсинг. Нельзя отдавать заботу о детях или стариках - на аутсорсинг.
Хотя — все таки интересно. Когда демократию спрятали под корпус компьютера, то доступ к нему получили люди, у которых социальная ответственность даже не в дефиците, а вообще атрофировалась... Тех, у кого она в дефиците — я знаю как называют.
А у кого эта функция как раз атрофировалась — как их называть? ))
Как называть того, кто не платит учителям зарплату, у кого «денег нет, но вы держитесь»... Хотя по эволюционной шкале плохой юрист — это и не человек вообще. Так... точка с ручкой.
короче, посмотрел сегодня в чертежи и расчеты, и появилась мысль спастись хотя бы самому. Калькулятор я давно выкинул, но вдруг захотел себе логарифмическую линейку. Зашел на АВИТО. Элитный подарок, почти раритет. нашел за 3 тысячи рублей. Ну что же... Чтобы не чувствовать себя идиотом — действительно надо платить... ))
Искренне Ваш - представитель уральского гламура и провинциального бомонда... ))