В конце 2000-го в первую поездку в Австралию в лавке "экзотики" я случайно увидел маски из Восточного Тимора. Обоженые в костре деревянные маски словно кричали, вопили и о чем-то просили. Никогда не видел подобного... Маски много месяцев не выходили из головы.
В 2002 году чешские друзья (мы вместе готовились к экзаменам) отрабатывали австралийское гражданство, служа в местной армии. Служба проходила в миротворческом контингенте ООН на Восточном Тиморе. Неделя каникул, долго уговаривать не надо... я прилетел на Тимор.
За десять лет до того на шельфе около острова нашли много газа. Через восемь лет прошел референдум и 80% жителей бывшей португальской колонии проголосовали за независимость. Тогда же, уходя, индонезийцы собрали все взрослое население страны, отвезли в море и утопили вместе с баржами. Погибло 200 тысяч человек, осталось 150 тысяч. Только дети.
Когда я оказался на Восточном Тиморе, там не было местных жителей старше 17 лет.
Вообще не было никого взрослого.
Никого.
Были иностранные солдаты.
На каждом шагу встречались китайские коммерсанты.
Жилой сектор заняли австралийцы...
Будущего президента страны "нашли" в Мельбурне в семье тиморских эмигрантов. Он был полукровкой, согласился, и жил на окруженной колючей проволокой уютной вилле в десяти километрах от города.
Осколок Португальской империи, уютный порт с европейски продуманной планировкой, совершенной системой ирригации и канализации - понемногу восстанавливался - после пожаров и убийств. Местных денег, таможни, полиции, армии, правительства и социальных институтов - не было совсем. Посреди столицы стоял выгоревший полтора года назад Дом правительства.
Настоящая власть была на стоявшем в порту большом корабле. Там был банки, гостиница, власть. Оттуда для разработки месторождений - свозили рабочих из разных стран.
Уже на Тиморе - попытался найти ТЕ маски. Что-то нашел, но все - совсем не то. Случайно нашел одну - и купил. Спустя несколько лет пожалел об этом - и пристроил - подальше от себя. То, что несет в себе голоса другого мира - страданий, отчаяния, возможно даже проклятий - не надо держать рядом с собой...
Когда в мире продают ресурсы - другие претенденты, в первую очередь, местное население, оказывается никому не нужно. Им жертвуют в первую очередь. Его используют, чтобы избавиться от других претендентов - но оно не нужно никому.
Звучит цинично, но возможно, та или иная форма геноцида коренного населения/ санации ресурса - является одним из условий передачи территории.
Кто видел Тимор - с болью смотрит на Украину.
Тиморцы случайно стали претендентами на "чужой" ресурс и оказались фактором, увеличивающим инвестиционные риски и снижающим прибыль транснациональных корпораций.
Все люди - без разницы: элитой они были - или нет...
Кто видел Тимор - с ужасом смотрит на настоящую историю своей страны.