В какой исторической реальности мы живём? (radmirkilmatov) wrote,
В какой исторической реальности мы живём?
radmirkilmatov

Categories:

Деградация: технологическая, производственная и управленческая.

Начну совсем издалека... За последние 30 лет, с распадом СССР в стране практически исчезла местная авиация. В 1980-е мне повезло несколько раз летать до областного центра. Дорога вместо 4-5 часов сворачивалась меньше часа. Это был простенький кукурузник, с "качкой и болтанками" - и потрясающей дремучей тайгой за иллюминаторами.

Что такое "Местная авиация" - ?
Она требует наличия инфраструктуры (аэропорт, пусть даже с грунтовой полосой, службы управления, связи, метеорологии...),
Jна требует образованных кадров (пилоты, механики, основные и запасные...)
Наличия спроса (потребители, чиновники, МЧС).

Местная авиация - это были самолеты 1940-50 годов выпуска, практически с выработанным ресурсом... На нее "забили". Так было проще. Альтернативу местной авиации стали видеть в строительстве сети автодорог, когда за 300-400 километров внутри региона можно попасть не за час, а за 4-5 часов... понятно - так проще. Но это дороже и это шаг назад. По сути, деградационное решение. Эта политика почти привела к уничтожению целой отрасли, которая некогда была ведущей в мире.


Примерно в то же время на нашем заводе решили, что мартеновские печи - это не эффективно.
Вроде бы Министерство обещало закупить новые, более современные, потому старые печи не ремонтировали, не развивали. Когда Союз распался, министерство - "слилось"... Наши экономисты посчитали - не выгодно. Закрыли. Демонтировали. Так ведь было проще...

Вообще многие этапы развала одного конкретного завода - очень напоминают деградацию всего государства. Институтов управления, подготовки кадров, науки, развития...

Если нет плавки - не нужны листопрокатные цеха. закрыли цеха, где делали первую в Союзе нержавейку. Где из такого металла местного производства в годы войны сделали для фронта 10 тысяч военных касок.

Раз нет металла и листопрокатной жести - не надо думать, что с ними делать. Значит, не нужны оказались целые модули инструментального производства. Один из лидеров союзного инструментального дела - был свернут и закрыт. Экономисты тоже посчитали - так выгодно.

Раз нет нужды в таком числе производств - можно не заниматься воспроизводством кадров. Ведущее политехническое училище Пермского края в городе - перестало готовить специалистов - сегодня на производстве дефицит даже механиков и ремонтников. Стали учить на экономистов, бухгалтеров и юристов.

Не стало качественной лаборатории, исчезла необходимость в химии и химиках.

Забавно, но каждый этап процесса развала - был экономически обоснован. Но что такое "экономика"? Это всего лишь один из возможных взглядов на проблему. Часто - самый "социально безответственный". Когда вроде бы все "по науке", а по факту - болтовня и воровство. И выбирается наиболее простой и безвольный вариант.

Бандитски задуманная и так же проведенная приватизация - привела к тому, что завод переходил из рук в руки нескольких бандитов, и при каждом переходе из завода вынимались оборотные средства. Ведь приватизация начиналась в одной стране, была проведена в другой, и ее идеология "закрыла глаза" на концентрацию теневых капиталов и намерение власти разрушить институты и прибрать к рукам.

Завод, где раньше работало 20 тысяч человек - разбили на несколько юридических лиц, невыгодные - закрыли и обанкротили. Сегодня на этих площадях осталось 3 тысячи человек, которые (практически, будем честны) дорабатывают советские ресурсы технологий. Что было сделано нового за 30 лет? Купили в Корее старую линию покраски? Так на ней "старые, более опытные бандиты" фантомно отжали "новых, менее опытных". Открыли линию производства нержавеющей посуды? Так станки и оснастку закупили "по дешевке" в Китае, их доводка и обслуживание потом обошлись втридорога.

Когда сравниваешь дальше завод со всей страной - идут отличия. Недавний директор - был харизматик. Много обещал - по факту, "приписки и откаты". Не делал в интересах завода ничего. Тут произошло чудо. Обошлось. Удалось отправить в "далекое пешее путешествие". забавно, что последние полгода своей болтовни - он воровал еще больше и еще больше делал глупости, словно доказывая окружающим, что он не вор,а тупо - идиот.

Но один конкретный завод - это не страна. У страны инерция выше, ее сложней переделать. А Завод, тем более, такой, где всего полторы тысячи человек, у него больше шансов выжить.

Проблема в том, что толкового, независимого и качественного анализа - того, что произошло с нашим заводом и нашей страной - нет. Если выводы не сделаны, значит, грабли как были разложены, так и валяются дальше.

Как немного экономист, бухгалтер и юрист - скажу так:
Завод - это сложнейшая структура, которая требует аккуратных настроек и умного управления. Когда власть получают юристы и бухгалтера - это еще хуже, чем партийные работники. В тех было хоть какой-то страх, и хоть что-то святое...

Управление это была работа профессионалов, инженеров, технологов, людей, которые умели думать на своем, высоком уровне, а не упрощать - для идиотов. На любом предприятии было несколько групп для выработки и обсуждения решений. И мнение экономистов, юристов и бухгалтеров тогда, по большому счету, никого не интересовало.

Потому что людей, которые прочитали всего пару книг - про арифметику и логику - надо держать как можно дальше - от принятия грамотных и ответственных решений.

Смотрю на историю, фотографии и карты местных авиалиний из далекого и недавнего прошлого...
И нет ощущения светлого будущего...












Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments