Мотивация с обеих сторон – одинакова: писателям часто платят за объем текста, за число страниц. Описывая две тысячи лет, можно «содрать» с Заказчика и читателей – намного больше, чем за историю про двести лет.
У юристов это называется «Конфликт интересов».
В суде такие показания – не принимаются во внимание:
Мало ли что может думать человек, у которого есть свои интересы?
И как часто бывает в случае подобных Конфликтов,
Из написанной истории по-на-выходили такие «Уроки», что всем – мучиться…
А между тем – вдруг человек не безнадежен.
И на правильных Уроках Истории – человек вдруг не окажется скотом и дураком?
Переводчики тоньше чувствуют ошибки коллег, погрешности от разных переводов.
Аудиторы – видят поддельную отчетность.
Писатели – размах художественного замысла (короче – вранья).
А менеджер – видит этот самый конфликт интересов, когда Исполнители по Контракту – выдали Заказчикам – ахинею и лажу.
Другими словами – ничего нового не скажу, может быть другими словами, но замес из разных профессий – дает другую перспективу. Какую: История 2-х тысячелетий мировой Истории — это многократно пересказанный один «сюжет». То есть, с 8-го века – до 18-го, это не 2,5 тысячелетия, а 2,5 века.
Просто вначале его рассказывают в декорациях «рабовладельческого строя»,
затем провал,
потом — в координатах «феодального общества».
Потом — опять провал.
Потом в красках капиталистической системы.
Помимо «декораций», есть еще версии разных сторон: победивших и побежденных, стариков – и детей, описание внешних наблюдателей и взгляд изнутри – эти описания не могут быть похожими. И разнести такие свидетельства в прошлом – часто было единственным способом сохранить их в Истории.
Забыл предупредить: адептам современной исторической Школы этот текст лучше не читать. Пользы здесь они для себя не найдут, но извилины вывихнут. И когда мозги гуманитария «уносит и взрывает»… Зачем? Когда червячок насквозь пропитан фекалиями – зачем ему знать про свежий воздух?
Итак: существующее деление мировой Истории на периоды («социально-экономические формации») - не более, чем допущение. Популяризаторами этой идеи были социал-демократы 19-го века. Они тешили себя Особым пониманием Мира (в отличие от остальных), хотели подняться к Власти (тут ничего необычного), и для этого поднимали народ - на бунт.
Поднимали народ - к Высшим справедливостям. То есть, апеллировали к той самой галиматьей, которую все обещают, но которую, по факту, никто выполнять не собирается. Вроде лозунгов борьбы с привилегиями, с которыми Ельцин шел к власти, а ВВП «боролся» с олигархами. То есть, чистая политика: говорить правильные слова, выглядеть искренне – и не делать в объявленном направлении Ни Че Го…
Реальную Историю и Мир вокруг нас - больше определяют не описания декораций, герои романов и заумные определения, а законы бюрократии, вранье, деньги, вранье за деньги, грабеж, закрытые правила кастовых систем…
Наверно потому для понимания настоящей Истории – умные книги про животных помогают намного больше, чем книги десятка традиционных историков.
Ведь (условная) книга Франса де Вааля «Политика у шимпанзе. Власть и секс у приматов» - не про животных. Она про нас с вами, увы… Потому что излагает прямо, без не нужных деликатностей, и как бы не о нас. Но она вычисляет в приматах – наши эмоции, и анализирует зверей – через нашу жизнь.
Не нужно уходить на 2-3 тысячелетия, чтобы сегодня увидеть рабство и феодализм. Гастербайтеров сегодня справедливо сравнивают с рабами, региональных менеджеров — с феодалами, мы называем мир вокруг — капитализмом, а большинство из нас пытаеться анализировать мир социалистическими принципами…
Историки в будущем обязательно сойдет с ума, глядя на нас... Если оно (это будущее) будет… ))
Историки верят в «Древний Рим», в средневековых мореплавателей, в доспехи и оружие… Но они отказываются признавать очевидное: для строительства зданий и кораблей — обязательно нужны ресурсы, средства производства, железные гвозди и инструменты, ткацкая промышленность, математическая Школа, бумага для расчетов и чертежей, орудия, лес, руды и материалы...
Объяснять это – многие пробовали. Бесполезно. Историки ругаются и «зависают» — …
Они не могут оценить правоту твоего вопроса – в рамках СВОЕЙ концепции.
Потому что ты с ним говоришь об Истории, как о нашем прошлом.
А они с тобой про Историю, как про их работу.
Иностранные языки.
Это то же самое, когда ты говоришь с Властью – о своих правах. Ты им про демократию и Слуг народа.
А они понимают «Власть», как свое имущество. Свое Божественное право говорить и воровать. Этакую «Предопределенность». И обоим сторонам бесполезно чужой язык учить. Не поймут, а если (вдруг) поймут, то не примут.
Современная история — это не про «понимать». Это способ вписать любой вопрос— в свои заданные рамки. Они не занимаются Анализом. Они в принципе не могут понять, зачем нужны чертежи, схемы, расчет сил и ускорение... Чтобы дом построить, чтобы станок построить, чтобы управлять кораблем.
Чертежи, формулы и схемы — это конец 18-го – начало 19-го века. Предыдущее – темнота. Возможно, и скорей всего, развалы предыдущей, более развитой цивилизации. Вся античность и античное и средневековье, мореплавание, многоэтажное, строительство, освоение территорий - выше субтропиков…
Вторая глава, строфа 410 поэмы Лукреция «О природе вещей» (якобы 2-й век н.э.)
"""Так, не подумай, что в дрожь приводящий, пронзительно-резкий!
Визг от пилы состоит из гладких равно элементов,
Как и пленительный звук, что певец извлекает искусный,
Беглыми пальцами струн пробуждённой касаясь кифары. """
Пила — это сталь. Только – и без вариантов.
Если кто-то из историков будет утверждать, что дерево можно спилить и обработать каменной/ костяной/ медной / бронзовой пилой — на спор, и даже за свой счет - готов предоставить ресурсы, чтобы сделать такую пилу, построить бронзовыми инструментами такой корабль.
Одно условие: если уж моделировать древность — то по-честному и до конца: заплыть на таком корабле на 5 километров от берега. И потом не звать на помощь и не жаловаться... если уж моделировать — то по-честному... Интересно, сколько историков можно таким образом отправить на тот свет?
«Три мудреца в одном тазу
пустились по морю в грозу...
Будь попрочнее старый таз...»
Главным экспертом по римской истории считается прусский историк и депутат прусского парламента Теодор Моммзен (1817-1903)... Он лично открыл и удостоверил более 100 тысяч документов по истории Рима.
Как?
Во-первых, за древность больше платили. Никакого обмана. Простейшая выгода – и для Заказчика оценки и для Оценщика.
Во-вторых, древние документы не несли политических рисков и не подлежали цензуре. Документы чужой (часто побежденной и реваншистской) культуры можно было сохранить, только отнеся их в глубокую древность. Если артефакты выгодней копить и продавать, как древние — считай, выбора не будет.
Если предположить, что Теодор Моммзен ежедневно проверял и оценивал римские документы, то для 100 тысяч документов он должен был работать в темпе 10 документов в день, и без каникул на протяжении полувека.
Только так средневековая «Священная Римская Империя» - оказалась отнесена на пару веков в прошлое... А Древний Рим «улетел» еще на тысячу лет глубже.
На рубеже 19-20 веков эта концепция обросла любопытными свидетельствами. Так же, как немцы – создали древний Рим, голландец Йохан Хейзинга воссоздал средневековые Нидерланды, а «императорская романовская наука» создала русскую Историю.
А нам – запинаться в «печенегах и половцах» и слепо верить.
Многочисленные войны середины 19-го века: австро-прусские, немецко-чешские, датские, французские — про завоевание Европы.
«Святой Рим» был завоеван. После этого любой упоминание «недавнего Рима» означало сравнение, сожаление, призыв – стали критикой власти.
Позднее, когда был восстановлен «Античный рим», даже его граница оказалась проведена - так, чтобы случайно не задеть территории Австрии, Пруссии и России. А то, что на территории России полно «римских монет», «римлянином» считал себя Пушкин, по латыни говорили до 20-го века вся Европа и национальные языки (вместе с национальными государствами) это продукт последней четверти 19-го века — историки вспоминать не хотят.
Сводить средневековое государство к какому-то современному государству – нелепо. Эту историю как раз и создавали на противопоставлении покоренному государству, потому фактов «против» мы всегда найдем больше, чем фактов «за».
Парадокс 19-го века – в том, что самыми ходовыми валютами 19-го века были не британский фунт или германская марка. И тем более, не российский рубль. Не франки или лиры.
Валюта, денежная система, расчетные средства – это крайне важно: это один из наиболее важных символов страны.
Считать символами страны флаг – герб – гимн…
Это ведь профанация.
Реальным (и более значимым) символом страны является ее денежная система и валюта. Именно это говорит о независимости, о контроле над торговлей и налогами. О возможности копить, беречь, надеяться на перспективу.
Так вот ведь парадокс…
Самыми ходовыми валютами мира были австрийский талер Марии Терезии и мексиканский доллар. Параметры этих монет – 39 мм в диаметре и 25 грамма серебра – определили европейский и мировой стандарт денежных расчетов.
Австрийские монеты печатали от Бомбея до Бразилии и от Миссури до Явы, а мексиканский доллар оставался основной валютой Китая еще в начале 20-го века. То есть, печатали не местные, не британские, не немецкие или американские деньги, а деньги (по современным понятиям) маленьких и далеких стран. По странной иронии судьбы... Именно внук и племянник австрийских императоров – оказался наследником мексиканского трона в 1866 году.
Австрийский герб 18-го века – двуглавый орел – это также и герб Российской империи. Причем сходство этих гербов в течение почти всего 19-го века – поразительное. Словно оба государства «отпочковались» от одного и каждый представил себя единственным законным его наследником…
Русские монеты – аналогичны австрийским, только надписи по русски, профиль не такой носастый, с одинаковым содержанием серебра. Но таков был Австрийский (и европейский) монетный стандарт.
Австрия 18-го века особенно интересна еще и тем, что ее история – очень напоминает русскую историю в других, более цивилизованных «декорациях». Как две версии одной жизни, одной истории.
Итак, государственные символы одинаковы: двуглавый герб. Две державы делят Польшу. Две императрицы Екатерина Вторая (1729-1796) и Мария Терезия (1717-1780), которые никогда не встречаются. Обе оставались на троне, овдовев, но как соправительницы при своих сыновьях.
Цивилизаторская и просветительская роль в истории Австрии у Марии Терезии – аналогична роли Екатерины в Русской истории.
Мария Терезия осуществляет совместное правление со своим сыном, власть не передавала, но держала сына около себя.
Одновременно этот сын часто сопровождает в поездках по России Екатерину Великую, русскую императрицу.
Последний сын Марии Терезии – Максимилиан Франц (1756-1801) Гроссмейстер тевтонского ордена.
Единственный сын Екатерины – Павел Первый (1754- 1801). Русский император (1796-1801) и Великий магистр Мальтийского ордена.
Внук и воспитанник Екатерины Император Александр Павлович (12 (23) декабря 1777 — 19 ноября (1 декабря) 1825) это 47 лет жизни и 24 года правления, при живой матери - Марии Федоровне.
Является этакой «кармической» копией сына Марии-Терезии Йосифа Второго ( 13 марта 1741 — 20 февраля 1790). На год больше жил и правил – 48 лет и 25 лет. Король Германии с 27 марта 1764, император Священной Римской империи с 18 августа 1765 года. Выдающийся государственный деятель, реформатор, яркий представитель эпохи просвещённого абсолютизма. Оба императоры были бездетными и передали престол своим братьям.
Второй сын Марии Терезии был на троне (2 года) Леопольд Второй (5 мая 1747 — 1 марта 1792) — король Германии (= «римский король») с 1790 года, избран императором Священной Римской империи германской нации 30 сентября 1790 года.
Брат царя Александра, второй сын Павла Константин (27 апреля (8 мая) 1779 — 15 (27) июня 1831. Наследник престола до 1823 года. Потом восстание – и отбытие в Польшу, где так же «внезапно умирает» после мятежа и болезни.
Забавны параллели этих двух историй.
Место соправителя Мари Терезии – императора Франца Первого Стефана занимает Потемкин. Который не безроден в австрийской Истории, а наоборот, обеспечивает для Марии Терезии (королевы Венгрии и Богемии) и австрийский престол.
Война в историях Екатерины и Марии Терезии - через 10 лет их правления. У одной это война с Пугачевым, а у другой – война за австрийское наследство. Когда государство фактически переходит под власть потомков Марии Терезии.
Сын Леопольда Франц Второй 14 лет на троне. (12 февраля 1768— 2 марта 1835) — последний император Священной Римской империи с 7 июля 1792 по 6 августа 1806 года, первый император Австрии с 11 августа 1804 года до самой смерти. Но в качестве императора Австрии, короля Богемии и Венгрии правит под именем Франца Первого.
Полный титул: Милостью божьей избранный Римский Император, превечный Август, наследственный император Австрии. Правил во время наполеоновских войн, после ряда поражений был вынужден упразднить Священную Римскую империю и выдать дочь Марию-Луизу за Наполеона.
Но параллели между Россией и австрией не так забавны, как параллели между веками и тысячелетиями.
Подмена времени стала результатом неправильного прочтения аббревиатуры «н.э.»
Нашей эры (01 год в современном лето-исчислении)
или Новой эры (1800 год).
Эти аббревиатуры читаются одинаково по русски, по латыни, по немецки и английски...
в буковке «i» перед трехзначной датой, которую стали читать как «1» в четырехзначной дате. А то, что «римскую империю» вандалы захватили в 455 году, а «турки» взяли «Константинополь», центр «Восточного Рима» в 1453....
«Фантомные» отражения в Истории.
Даты, записанные в одном календаре и прочитанные в других координатах – привели к тому, что некоторые династии получили «двойников». В Германии русских путали с датчанами, а британцев – с португальцами.
Почему русских путали с датчанами?
Потому что с датского полуострова Ютландия можно было полностью контролировать выход в Балтийское море, и с моря же проводить колонизацию.
В разных координатах такие поселения могли быть как «датскими», так и «русскими» или «голландскими». Так и получилось, что с берегов Северного моря – голландцы, датчане и русские не сильно различались, и виднейшими русскими мореплавателями стали Беринг и Баренц. Не самые русские мореплаватели в современном понимании.
Благодаря историкам Гессенский дом – отделился в исторической памяти от Кассельского. Шверин зажил отдельной жизнью от Швеции, Савойские – стали отличаться от Швейцарских. У Ганноверского дома возникли «отражения» в виде Ольденбургского и Альтенбургского королевских домов – прямо под боком….
Историки не объясняют странную ситуацию: две небольших территории в пределах одного дня пути от Ганновера и Гамбурга — стали «родиной» для нескольких мировых правителей: «Августов» и «Цезарей». И некоторые из этих Августов правят миром - одновременно.
Подытожу. Существуют две разные Истории.
Одна– это то, что Власть (и историки) хотят про себя думать.
Вторая – о том, как было на самом деле.
Первая история – это выгодный бизнес на продаже «артефактов» и оправдание цинизма политиков.
Вторая тема – это аналитический разбор на базе психологии и логики.
За первую хорошо платят, но лучше знать настоящие социальные законы.
Первой учат детей в школах, вторую человек постигает всю свою жизнь.
Что человеку нужней – способ социализации в академической среде – или уроки жизни, которые избавляют от инфантилизма.
И хотя сторонники первой из Историй– уверенно считают себя знатоками второй «Истории», это не более чем (приятное и выгодное для историков) заблуждение.
Строго говоря, вторую историю отличает от первой - несколько аксиом.
1) Нельзя слепо верить свидетельствам, где мог быть конфликт интересов. Или тупо беллетристика.
2) Был разный календарный счет (в том числе, по сезоном и по лунному календарю), отчего события «размножились во времени». Но до конца 19-го века не было всеобщей грамотности, международной торговли и международного туризма — потому всем было «по барабану», какой-там год у соседей.
3) Поправка на присвоение «общих» событий до распада Единой Империи и переводе документооборота на разные языки (отчего события размножились в разных странах)
4) Поправка на искажение имен людей и названий стран (до появления паспортов — должна была быть идентификация людей по «кличкам», отчего события выглядят неузнаваемыми, хотя «декорации» - похожи, а часто названия стран — означает просто «государство»).
Что хорошего в знании реального прошлого?
То что, 95% известных войн, эпидемий и катастроф - оказываются выдумками, чтобы объяснить чудовищные многовековые пробелы в развитии.
Человек не настолько плох, как его показывают историки.
Длинная история был нужна, чтобы обосновать распределение власти и богатств в конце 19-го века. Если такой порядок был тысячу лет — то куда его свергать? Это-мол, логично.
Но именно длинная история, сделанная в середине 19-го века по заказу европейских (= прусских) элит — оказалась ловушкой для самих создателей истории. «Сказка» усыпила и обманула заказчиков, «баснописцев» и их потомков.
Пару поколений спустя результаты предыдущего распределения собственности были признаны незаконными и оказались перераспределены – в пользу новых элит.
Социальные гарантии работают, пока у влиятельного большинства населения работают представления о справедливости. Через два поколения - элиты вырождаются и меняются. Заигравшихся потомков победителей предают уже в ближнем окружении, лишние бестолковые и праздные рты уничтожаются в первую очередь, проигравших не щадят и пленных не берут.