Ответ состоит в том, что мудрый строитель строит себе дом обязательно с запасным или пожарным выходом. Чтобы при необходимости - незаметно ускользнуть - или наоборот, вернуться. На уровне стран такая «дверь» позволяет торговать несанкционными товарами, не платить налоги, не соблюдать законы. Такой «калиткой» в Индию для настоящих хозяев международной торговли — был штат Гоа и порт на его территории — Панджи.
Аналогично другая колония Португалии – Мозамбик. Удобная гавань, с железной дорогой до главных городов Южно-Африканской республики – Йоханнесбурга и Претории… Но до 1975 года Мозамбик – это португальская колония… СССР, который курировал обретение Африкой независимости – до этого года словно не замечал никаких освободительных движений в португальских колониях.
«Португальский статус» на таких территориях - словно своеобразным «офф-шорным статусом». То есть португальских флаг позволял в Индии не платить британские налоги с доходов. А ЮАР через мозамбикские порты - могла обходить международные санкции.
Словом, Португалия— была не только «страной», но и «офф-шорной ширмой для своих». Со всеми необходимыми внешними атрибутами: историей, королями, судами... Но ослабела Британия, потеряла международный вес — и развалилась португальская колониальная империя. Потому что содержать ее настоящая современная Португалия – сил никогда не имела.
Есть две основные причины появления подобным «офф-шоров»
1) после нескольких войн между Англией и Голландией — много бывших голландских колоний перешли под британскую юрисдикцию именно в более удобном «португальском» статусе.
2) Как известно, после падения Ордена тамплиеров (1307-1314), часть Ордена перебралась (как раз) в Португалию (есть версии, что также в Шотландию, в Голландию). И потому неприкосновенность португальских колоний – была следствием влияния остатков "института" (разумеется, с учетом того, что средневековая Европейская История – была искусственно растянута, и следы настоящих Филиппа Красивого и папы Климента – перекликаются с событиями двухсот летней давности).
Ведь смешно, как историки рассказывают про борьбу империалистических держав за колонии про начало 20-го века, но при том, полностью игнорируют, к примеру, островные колонии Испании (Малабо/ Фернандо По) и Португалии (Сан томе и Принсипе) в Гвинейском заливе, которые позволяли век назад контролировать торговлю ресурсами с богатейшими Камеруном и Нигерией. А сегодня позволяют добывать нефть на шельфе - от лица марионеточных государств.
Об этом не принято говорить среди историков, тем более, среди политиков… но «Португалия» в историческим смысле — не имеет отношения к современному государству с таким названием на Пиренейском полуострове.
Страны и народы на протяжении Истории могли менять имена сами – и могли менять под давлением. Простейший пример – у всех перед глазами – СССР. Страна 30 лет как стерта с карты, а ее политические атрибуты сегодня можно увидеть во Вьетнаме и Китае.
Аналогично – Польша и Литва с их богатой историей и громкими именами. Какое отношение сегодняшняя лесная крестьянская страна имеет к Августам и Сигизмундам (Sigiz Mundi)? Чисто фонетическое...
Просто, когда какая-нибудь страна оказывается побеждена, то упоминание ее прежнего названия становится неуместным. Потому что это означает сожаление, сравнение, призыв… То есть, политическое дело. И ничто не мешает этому названию «всплыть» на окраине бывшей Империи. Где это имя означает важный цивилизационный этап в местной Истории.
У понятий «Российская империя», «СССР», «Российская федерация» - тоже совершенно разный смысл «государства». Ведь «союзные республики» - это и американские Соединенный штаты, и Соединенные штаты Бразилии, и соединенные провинции средневековых Нидерландов… Это не про территорию, а про попытку зацепиться за рудимент бывшей всемирной империи.
Понять причины появления СССР, его индустриализации, последующих репрессий и развала — намного проще, если руководствоваться понятиями этакой «португалистости». Независимый статус страны — был удобной ширмой для крупных мировых «игроков» (немецкие (датские/ голландские) банковские династии, британский королевский дом, Коминтерн, французские масоны – социалисты…). При этом, собственная «государственная» элита СССР появилась только в самом конце 30-х, и почти утратила статус «игрока» в начале 80-х.
К чему это... Понятие «государство» в историческим контексте — имеет множество оттенков, которые историки (и политики) игнорируют. А между тем, через них удобно объяснять современную политику и недавнее прошлое. Через понятия "Недогосударство" и "Офф-шорной ширмы для колонии".
Прибалтика в 1920-1930-е годы.
Речь пойдет о показной «независимости».
Потому заранее прошу прощения, если кого-то текст обидит.
После Первой мировой войны — страны Антанты настояли на появлении в Прибалтике сразу трех новых государств: Латвии, Литвы, Эстонии. Населявшие их «титульные» народы никогда не знали независимости и были в массе своей необразованными крестьянами.
Само-название «Литва» и «Латвия» - разные формы прилагательного «латинской». А название «Эстонский» - форма слова «восточный». Это не местные топонимы. Это немецкие имена, которые во второй половине 19-го века обрели признаки национальности. Причем с помощью немецких этнографов, которые остановили онемечивание местных туземцев, и «восстановили» туземцам грамматику и словарь.
Зачем и кому это было нужно?
Городское население этих территорий — немцы, русские и евреи — имели корни в соседних странах. Но Россия и Германия проиграли Первую мировую войну. И Прибалтику «отжали» под себя лидеры Антанты — через этакую «псевдо-независимость».
В начале 20-х национальные лидеры этих стран выдавили со своей территории немцев и русских. А в годы Второй мировой — очень своеобразно также решили еврейский вопрос. В СССР о еврейской резне национальными фашистами старались не упоминать: этих мерзавцев было принято считать советскими гражданами....
Опора на национальную интеллигенцию в Прибалтике в 1920-30-е — была просто формой выкачивания ресурсов: экспансии французского капитала, ввоза британских товаров. То есть, «национальная независимость» этих территорий — была новой и изящной формой грабежа.
В понятиях «прибалтийской» государственности — удобно понимать настоящий характер также российской или украинской национальной элиты.
В Прибалтике 1920-30-х проводилась настолько ущербная экономическая политика, что страны не вылезали из перманентного коллапса, экономика — из долгов. Население сокращалось. Диаспоры — бежали в соседние страны. Довершил все — оголтелый национализм, с приватизацией имущества иностранцев. Когда Власть в этих странах получили коммунисты - они призвали на помощь СССР и Красную армию. Когда эти страны присоединились к СССР — защищать обанкротившуюся прибалтийскую независимость не вышел никто.
Прибалтийский неадекватный национализм настолько «достал» соседей, что Польша в открытую воевала с Литвой. Когда Гитлер и Сталин договаривались в 1939-м, на этих территориях практически не оставалось немцев.
И Гитлер (скорее всего) согласился предоставить эти территории (в принципе, исконно немецкие) — для СССР, возможно имея в виду, чтобы Советы «зачистили» эти территории от отребья националистической бюрократии — для нового прихода туда Германской Империи.
Когда потомки балтийских лидеров 1920-30-х жалуются на ссылку своих предков в Сибирь в 1940-м году - они не вспоминают десятки (и сотни!!) тысяч немцев, евреев и русских, которые (добровольно или принудительно) оказались вынуждены покинуть эти страны после обретения «там» независимости в 1920-30 и в 1990-е.
История свидетельствует, что когда в какой-то стране идет гражданская война и беспредел, то последние выжившие мрази – считают себя единственными пострадавшими.
«Злейшие друзья» - Польша и Литва:
Польша 17 марта 1938 года предъявила Литве ультиматум и отняла Вильнюс и Виленский край, до того (при финансовой поддержке Британии) оккупированный Литвой в 1920 году. Польские войска обстреливали Литву. Правительство этой страны 19 марта 1938 года приняло требование Польши.
Только после этого между Литвой и Польшей были наконец-то установлены дипломатические отношения. Нормальный мир был в тогдашней Европе? Нормальные европейские соседи той поры. А мы иногда смущаемся, что Британия признала СССР только в 1924-м...
22 марта 1939 года уже Германия предъявила Литве ультиматум требуя вернуть ей Мемель (по литовски - Клайпеду). Немцев там уже почти не оставалось. Но немецкие корни — были. 22 марта 1939 года был заключен договор о ненападении между Германией и Литвой, где Литва отказалась от союза с Польшей.
Когда 1 сентября Германия начала вторжение в Польшу, начиная с 17 сентября СССР аннексировал польские восточные земли, в том числе Вильно.
Через неделю СССР провел переговоры с Германией об отказе от претензий на Литву в обмен на территории Варшавского и Люблинского воеводств Польши (исторические области Российской империи). 10 октября 1939 года в Москве был подписан «Договор о передаче Литовской республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой» сроком на 15 лет, предусматривавший ввод в Литву 20-тысячного контингента советских войск.
К слову, факты этих переговоров и их результаты — говорят о том, что «секретных протоколов» между Сталиным и Гитлером, скорей, не существовало.
Во-первых, там нет «логики момента».
Во-вторых, в (так называемых) оригиналах отсутствует важнейший фактор дипломатического протокола – равноправия сторон. СССР в обоих языковых версиях прописывается полностью, а германский рейх по русски скромно называется одним словом «Германия».
Через 9 месяцев в июле 1940 года в Литве были проведены выборы в Сейм, участие в которых принял лишь просоветский «Блок трудового народа». 21 июля Народный сейм провозгласил образование Литовской ССР. «Оккупация» разродилась полноценной республикой в составе СССР 3 августа. И только тогда же Литва вышла из Лиги Наций.
Оккупация выглядит совсем иначе.
Вы никогда не интересовались, как часто менялись президенты и правительства Прибалтийских государств? За 20 лет «независимости» они менялись чаще, чем раз в год. Там не было ни собственной экономики, ни стабильной экономической ситуации. Потому что задача и статус у этих «образований» был исключительно колониальный.
Почему это интересно? Потому что эти понятия лучше объясняют не только проблемы бывших советских республик. Но и неравномерное развитие сегодняшних регионов РФ. К примеру, соседние республики Татарстан, Удмуртия и Пермский край. Там, где есть республиканские институты и больше атрибутов самоуправления – живут в полтора раза лучше.
Вопрос ведь не только в Прибалтике. Национальная государственность почти всех европейских стран в 1930-е годы оказалась настолько слабой, что после отказа стран Антанты в Мюнхене в сентябре 1938 года поддерживать Чехословакию, европейская политика буквально «обвалилась».
Пример Чехословакии 1920-30-х годов.
Об этом не принято говорить, но у немцев, как более технически развитого, культурного и экономически богатого «сословия» внутри Чехословакии — были в 1938 году причины ненавидеть чешскую государственность.
Немцы в 1918 году оказались в Чехословакии в положении угнетенного народа. Прага до того была полноценным немецким городом. Но построенные ИМЕННО немцами заводы, угольные и железорудные месторождения Судетской области — оказались национализированы.
Об этом не принято говорить среди литературоведов, но идиотизм нелепой чехословацкой государственности — сильно повлиял на творчество выдающегося жителя Праги — немецкоязычного еврея Франца Кафки (1883-1924).
Из сегодняшнего дня кажется: ну сдали союзники Чехословакию. И что дальше? Неужели страна с развитой промышленностью, пушками, танками и самолетами собственного производства - не смогла себя защитить? Но защищать страну от соседей - было некому. Потому что эту страну создавали не для ее народа, а исключительно чтобы грабить население и гадить соседям. Чехословацкая государственность 1920-30-х годов — была недоразумением.
Правда, среди историков не принято давать такую оценку — итогам Первой мировой войны и Версальскому миру.
За 20 лет чешской государственности 1918-1938 ее премьер-министр менялся 12 раз, а правительственные коалиции — 20 раз. В полтора раза меньше, чем во Франции в это же время, но тоже показательно. Почти 10 правительственных кризисов случились в последние 4 года перед прекращением существования Чехословакии.
Правительство этой страны находилось в перманентном кризисе. И население было уверено, что эта власть — безнадежна, и защищать Чехословакию в 1938 году, в конечном счете — не вышел никто, тем более - собственная армия. Которую бездарность ее политиков — особенно достала.
Пока был жив первый президент Томаш Масарик (до президентства — руководивший чешским экспедиционным корпусом в России 1918-1920, благодаря которому исчезло царское золото, был расстрелян Колчак и разогнаны демократические временные правительства в нескольких сибирских городах) — Чехословакия держалась.
Томаша Масарика не принято называть диктатором... но выборы президента в стране не проводились, он был президентом, как лидер армейского совета. Страна держалась только на нем, и после его смерти Чехословакия прожила всего год.
Можно ли Чехословакию 1918-1938 называть «государством» в том смысле, которым мы пользуемся сегодня, если
- государственность страна получила благодаря карательной экспедиции в России, которая сделала Чехословакию одной из победительниц по итогам Первой мировой (и Чехословакия получила - то, что отняла у российской Империи), За счет более ста тысяч чехословацких "пленных".
- в стране ущемлялись права всех основных национальных меньшинств, вплоть до того, что были национализированы 90% немецких земель, заводов и шахт.
- перманентный политический кризис в стране привел к тому, что не было ни кабинета министров, ни премьера, которые бы управляли страной хотя бы в течение 2-х лет?...
Что в итоге случилось с государствами Европы в конце 1930-х?
Почему удался немецкий «блиц-криг»?
Прежде всего, потому что там не было «государств», с независимой самодостаточной экономикой, военными силами, ресурсами. Фантастические теории о независимых государствах Европы — банальное историческое вранье. Путем подкупа национальных элит - там была построена химерическая политическая структура, которая быстро развалилась после появления внутренних проблем у их политической «крыши» - в Великобритании и во Франции.
В конце 1980-х в Прибалтике пошли разговоры, что их присоединение к СССР было оккупацией. Что западные союзники никогда не признавали этого присоединения… Нелепо делать вид, что американцы признавая границы СССР де-факто (1940-1980), отказывались признавать оккупацию Прибалтики де-юре.
Этот вопрос никого тогда не волновал, и не ставился. Американцы вели переговоры с СССР, как единственной законной властью, потому что политики и дипломаты понимали искусственность балтийских государственных недоразумений. И даже не поминали про это недоразумение — всуе.
Но когда СССР ослабел - это стало формой политического давления. Народ вывели на улицы – и ура!... Национальное противостояние - это лучший способ манипулировать толпой и развалить противника.
Хотя 80 лет прошло - но Прибалтика удивительно напоминает себя: экономики — нет, работы — нет, собственной армии — нет, рождаемости нет... Государственность держится на оголтелом национализме, в основании которого (будем называть это прямо) нацизм, пропаганда и контроль СМИ. Лишение прав «не коренных» меньшинств, и «нерукопожатные туземные царьки», полностью зависящие от своих настоящих хозяев. Сто лет прошло, и фальшивая История привела к тому, что ошибки повторяются и забавно похожи.
Польша 1920-30.
Польшу по итогам Второй мировой войны принято считать потерпевшей....
Но Черчилль называл ее «гиеной Европы», осуществившей оккупацию в 1920 году Западной Украины и Белоруссии. Про Пакт Пилсудского-Гитлера (1934 год) и подготовку договора 1935 (не состоявшуюся из-за смерти Первого польского президента Юзефа Пилсудского) не принято говорить совсем.
Но в октябре 1938 года Польша, совместно с нацистской Германией, ввела войска в Чехословакию, оккупировала Тешинскую область и присоединила ее к Силезскому воеводству. И кто-то разве называет Польшу - виновником Второй мировой?
Об этом не принято говорить, но...
Характерной особенностью польского государственного кризиса можно считать 28 смен правительственных кабинетов за 21 год польской государственности (1918-1939). Кризис докатился до того, что последним премьер министром католической страны 1936-1939 стал протестант — генерал Фелициан Славой -Складковский...
Польшу ее союзники не стали защищать - … на то и существует балласт, чтобы его (в нужный момент) сбрасывать. Польша для ее союзников — была только «балластом», занозой для Германии и СССР.
Вернемся в 1930-е.
Об этом не принято говорить, тем более, в нашей стране… Но не Гитлер захватил страны Европы. Не так сильна была Германия. Итоги Первой мировой войны привели к вырождению государственных и экономических институтов на территории Европы.
Насаждение нежизнеспособной модели «парламентской демократии», идиотизм национализма, отсутствие контроля над экономикой и (особенно) Банковской и финансовой сферой — все это вместе привело к тому, что государственность стран Европы — обвалилась. Они легли. Гитлер взял - то, что оказалось бесхозным, от территорий - до предприятий, от лидеров стран — до их населения.
Поздней в 50-е государственные институции этих европейских стран были построены по традициям 1930-х. В каждой стране прошли политические волнения, подавленные СССР. Трезвые итоги кризиса 1920-1930-х так и не были подведены.
Да и в 1991 году статус «Независимости» у бывших республик СССР (включая РФ) - оказался формальностью - просто более удобной формой грабежа, не применения в экономике - советских норм и советских законов.
По итогам Версаля - немецкое большинство населения (притом, самое активное и богатое) выбросили с территорий стран Прибалтики, Чехословакии, Польши. У «новых стран» не было ни традиций, ни полноценной государственности. Они существовали только за счет грабежа национальных меньшинств. В эпоху независимости местные «туземные» правительства облажались настолько - что государственность обвалилась в 1939-1940 году.
Посмотрите на известные исторические факты — но без политических оценок националистов, коммунистов и антисоветчиков — сами увидите много интересного.