В какой исторической реальности мы живём? (radmirkilmatov) wrote,
В какой исторической реальности мы живём?
radmirkilmatov

Categories:

Занимательная история родного города. Часть третья. Про имена основателей.

После разговора про настоящих Шуваловых и Единорогов – про третий миф в истории Урала. Вообще, чтобы рассказывать про настоящую Историю какого-то уральского города, надо правильно рассказать про историю всего региона. Поставить в ней корректные имена и даты. То есть, сочетать индуктивный и дедуктивный методы. То есть, идти параллельно от частного - к общему, и от общего - к частному.

Исходя из любой исторической карты Среднего Урала – городов и заводов к Западу от Хребта – всегда на порядок меньше, чем к Востоку от Урала. Это можно объяснить двумя причинами: заселение Урала происходило с востока на запад (то есть, не из Москвы и не из Петербурга, а «откуда-то» еще), и тем, что территория к Востоку от Уральского хребта (вопреки сегодняшнему климату) вдруг оказалась удобней для поселения.





Теперь представим старые времена, когда населения мало. А дорог – практически нет. Передвигаться можно двумя способами – летом на лодках вдоль рек. Или зимой – на санях по руслу рек.

То есть, именно реки оказываются первыми транспортными артериями. И именно по водоразделам рек - чтобы не строить переправы и мосты - строятся будущие дороги. В этом отношении - уникальным городом оказывается Екатеринбург.

Агломерация «Большой Екатеринбург» находится ровно на пересечении бассейнов Волги (Камы) и Оби (Иртыша). То есть, непосредственно через Екатеринбург протекают, как приток Волги и Камы – Чусовая, так и приток Иртыша и Тобола – река Исеть.





В историческое время были попытки объединить эти реки «транс-уральским водным каналом». Но эти попытка оказались неудачными, во многом, потому что Чусовая – мелкая и извилистая река, делать из которой водную артерию – это не просто строить многочисленные дамбы на 500 километров вниз по течению и на 200 метров вниз по рельефу, но также ставить дополнительные берега и углублять русло едва ли не на всем ее протяжении.


За счет водораздела Волги и Оби – через Екатеринбург проходит историческая граница между Европой и Азией. И объективно, этот город был важнейшим местом торговли – задолго до того, как туда попали представители Российской Империи.

За счет водораздела – по его границам сегодня проходят сухопутные дороги. И так как город был в центре металлургических заводов, железных дороги из него выходит по разным направлениям - больше, чем из Москвы.

Теперь про отца-основателя.

В русской истории честь основателя этого города – разделена между двумя людьми. Причем разделена очень забавно. Настолько – что… Но давайте по порядку.


Был в истории Урала такой знаковый человек. Георг Вильгельм де Геннин (Georg Wilhelm de Hennin, 1665-1750), про которого говорят, что это был немец (а может быть, голландец) но он совсем «обрусел», и называл себя Вилим Иванович.

Во-первых. Обращаю внимание на то, что при переводе с немецкого на русский - делать звонкой первую букву «х» в немецких топонимах и фамилиях – не правильно.
Геннина (Hennin) – правильно читать Хенин.
Город Ханау (Hanau), где он вырос – становится «ханов» город.
Да и название королевской династии и провинции Hanover – тоже приобретает «ханский» смысл.

Этот человек основал заводы, вокруг которых потом были созданы такие города, как Екатеринбург и Пермь.

Лавры строителя заводов Хенин «делит» с тем, кого официально считают основателем Перми Василием Ивановичем Татищевым. Как они делят лавры:

История Уральских заводов вокруг имени Хенина – это история строительства конкретных заводов.

История уральских заводов вокруг имени Татищева – это история администрирования регионом по столичным интригам.

Нормальный историк не увидит здесь проблемы. А дело в том, что биографии Хенина и Татищева пересекаются не только годами жизни и славой основателя Перми и Екатеринбурга.

Василий Никитич Татищев (1686 — 1750) — инженер-артиллерист, историк, географ, государственный деятель; автор первого труда по русской истории — «Истории Российской», основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми.


В феврале 1723 года на Урале Де Геннин получает разрешение построить новый металлургический завод для производства меди и стали. Этот завод он называет именем императрицы Екатерины Первой. Завод открывается 18 ноября 1723 года. Сегодня это официальная дата основания Екатеринбурга.

Екатеринбургский завод (чугуноплавильный, железоделательный, медеплавильный и механический) работал 1723—1808 годах.

8 (19) ноября 1726 года открывается Верх-Исетский завод состоялось на другой окраине современного Екатеринбурга.

Вообще, считается, что Хенин построил десяток металлургических заводов, в том числе, после открытия месторождений меди на берегу реки Егошихи в 1724 году был основан Егошихинский медеплавильный завод, ставший впоследствии градообразующим города Пермь. Спустя 10 лет, в 1736 году, рядом с Егошихинским заводом построят Мотовилихинский медеплавильный завод. Заводской поселок указом Екатерины II от 18 ноября 1780 года преобразуется в губернский город Пермь. Открытие города произошло 18 октября 1781 года. Первый завод проработал до 1788 года и закрылся из-за истощения руд. Мотовилихинский медеплавильный завод продолжал работу до 1863 года, когда производство меди было прекращено, а на его месте открылись сталепушечный и чугуннопушечный заводы.

В 1871 году их объединили, образовав Пермский пушечный завод. А 75 лет разницы... Интереснее другое - если это был один завод, то за 15 лет до закрытия первого завода - была Война с Пугачевым. И это - 1848 год. "Петрашевцы" в истории Российской Империи.

Вернемся к Хенину.
Не только с именем, но также с историей и географией у этого немца – все не так просто.


В 1720 году Татищев был послан «в Сибирской губернии на Кунгуре и в прочих местах, где обыщутся удобные места, построить заводы и из руд серебро и медь плавить».

Объехав вверенный ему край, в ночь с 29 на 30 декабря 1720 года Татищев прибыл на Уктусский Завод (Юго-восток современного Екатеринбурга), где основал «Горную канцелярию, через которую осуществлялось управление территорией.


Параллельно с ним с июля 1721 по май 1722 года полковник Вильям Хенин работал начальником строительства Сестрорецкого оружейного завода. Который планировался, как металлургический - но не вышло. Хенин нашел в окрестных недрах запасы железной руды, необходимой для выплавки стали и производстве оружия.

Тот, кто бывал в Сестрорецке – мог бы удивиться безумной идее строительства дамбы на реке Сестре. И на основании этих дамб – металлургического производства.


А дело в том, что на многих восточных языках слово «Сестра» - звучит, как «Ухт».
И история Сестрорецкого завода под СПб - это оказывается пересказом истории уральского Завода на реке Укте.

И получается, что история Хенина приобретает еще большее сходство с историей Татищева. Тем более, что происхождение Dutch или Deutsch – по русски будет звучать, как «Татч» или «Тойтч».


Во время своего первого пребывания в регионе Татищев успел основал Екатеринбургский завод на реке Исеть, положить начало нынешнего Екатеринбурга, выбрать место для строительства медеплавильного завода около деревни Егошиха, положив начало городу Перми, добился дозволения пропускать купцов на Ирбитскую ярмарку и через Верхотурье, а также заведения почты между Вяткой и Кунгуром.

При заводах он открыл две начальные школы, две — для обучения горному делу, выхлопотал учреждение особого судьи для заводов, составил инструкцию для оберегания лесов, проторил новую, более короткую дорогу от Уктусского завода к Уткинской пристани на реке Чусовой и т. д.

Эти две школы – находятся «в активе» и у Хенина.


Эти два имени пересекаются только однажды. Когда работа Татищева стала вызывать неудовольствие Акинфия Демидова, считавшего открытии казенных заводов - подрывом своей деятельности. Вследствие чего в 1723 году последовали обвинения Татищева и тяжба.

Для расследования споров на Урал послан был Хенин, обнаруживший, что Татищев поступал справедливо. Татищев был оправдан, в начале 1724 года был представлен Петру, был произведен в советники Берг-коллегии и назначен в сибирский обер-бергамт.

Сибирская губерния тех лет - это сочетание Вятского, Соликамского и Тобольского уездов...

Это не были первые заводы на Урале. По крайней мере, за полвека до Хенина первое железо давал Каменский завод (сегодня – Каменск-Уральский). Вообще, многие события тех времен были «восстановлены» в 19-м веке. И многие события перемешались. На всякий случай, отметим совпадение топонимов «Каменских» и «Камских» (по реке Кама, при Шувалове в 1750-е годы там были построены два завода – в Ижевске и Воткинске, и их как раз, прозвали в Истории - Камскими).

Спустя десять лет после Хенина – Петр Иванович Шувалов (с именем которого связаны пушки «Единороги») строит и несколько Гороблагодатских заводов (Баранчинский, Верхнетуринский, Кушвинский, Нижнетуринский, Серебрянский).

И про эти заводы есть еще более странная и запутанная история.


О чем разговор, две биографии не просто объединяют несколько уральских городов, эти два имени устанавливают тождество двух заводов – Уктусского – и Сестрорецкого.

И проводят странную параллель между основанием «исторического Сан-КТ пербурга» и современного «е-КаТеринбурга».

Потому что такое «окно в Европу» - как не речная дорога из Азии - в Европу?

Забавно, что артерия, которая соединяет оба речных бассейна – река Патрушиха, на берегу которой находится Уктус. Эта река выливается из «Чусовского» озера (высота 308 метров над уровнем моря), и впадает в Исеть. Имя этой реки – несет странную связь с неким «Петром», который открыл этот водный путь.

Невьянский завод под Ебургом на реке Невья – при переносе истории – стал заводом на «Неве».

Вот две странные истории, которые на поверку оказываются биографией одного человека, служившего под разными именами. И эти две странные истории придают другие акценты уральскому региону.

Продолжение следует.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments