Радмир К. (radmirkilmatov) wrote,
Радмир К.
radmirkilmatov

Category:

История про аферистов. Часть 2.

Отсняв эпизод, мы сразу же занимались его редактурой. Поздней оказалось, что среди продюсеров дешевле нанимать для спецэффектов вчерашних студентов, работавших на телевидении. Те настолько привыкли к идиотским любительским фильмам, что делают дело, не задавая вопросов. Когда эпизод был готов - мы брались за следующие кадры. Стараясь сразу делать готовую продукцию, проверяя качество съемки, точность цвета, правильность отбора эпизодов и прочее.

К примеру, в фильме про Колчака было сложно показать его полярные экспедиции, участие в обороне Порт-Артура, японский плен, пресловутые ссоры между ним и Деникиным, конфликты с белочехами, сцены митингов, коронации, батальные сцены.

Почти все сцены выбивались из официальной версии истории, и мы решили доснять их позже с помощью дублеров. Некоторые сцены удалось снять без дублирования, используя ракурсы и планы, позволявшие обойтись без прямых диалогов.

Историю про Анну Васильевну Тимиреву — в жизни Колчака мы совсем не заметили, наверно она была придумана самой этой дамой, а рядом с адмиралом были совсем другие женщины. Но в кино публике нужны романтические истории, историкам нужна официальная легенда, и без «правильных романтических соплей» никакой фильм обойтись не сможет. Это особенности жанра, а не дань исторической правде. Кадры с ней и адмиралом — были сняты отдельно, и все смонтировали потом.

Та дама, за которой он на самом деле волочился, говоря без ханжества и жеманства, была лицом довольно реальным, но такой, по которым не снимают фильмы. Не только потому что дамы того времени были слишком пышнотелы и выглядели слишком не соблазнительно на современный вкус. Образ ее жизни - не внушал никакого умиления... Да и героя адмирала нельзя было показать завсегдатаем портовых борделей.

Много хлопот принесли нам съемки внутри зданий. Горящие фитили в фонарях, особенно когда их много — портят любую съемку. Наверно, из-за этого, так мало качественных фотографий того времени. Эту сложность мы преодолели, подменяя общие планы с павильонной съемкой. Это обеспечило хорошую контрастность и объемность изображения. Мы были почти не ограничены временем, и ничто не мешало нам подбирать самые выигрышные сцены и ракурсы.

Самые дорогостоящие режиссеры и самые требовательные продюссеры не смогли бы с нами тягаться. В нашем распоряжении была яркая эпоха, откуда мы брали любые эпизоды по своему усмотрению. И жизнь главного героя, которою мы из ничего и на свой вкус слепили заново, чтобы удовлетворить самого занудного эксперта.

Наконец мы отсняли около трех четвертей того, что впоследствии вошло в фильм. На скорую руку смонтировали ленту и, воочию узрев результаты своих трудов, онемели от восторга. Фильм получился еще более увлекательным, более зрелищным, чем мы смели надеяться. Даже некоторая нестройность сюжета и отсутствие звука не мешали нам сознавать, что потрудились мы на славу. Мы сделали все, что могли, а худшее было еще где-то впереди. Поэтому мы заказали ящик шампанского и сообщили нашей секретарше, что есть повод для праздника. Она хихикнула: - Чем вы там все-таки занимаетесь? Соседи интересуются.


Я откупорил первую бутылку.
- Скажите, что не знаете.
- Так я им и говорю. Они считают, что я совсем тупая.
Мы дружно захохотали.
- Налей нам еще, - предложил Майк.
Я налил.
- А что случилось с теми бутылками, которые вы в прошлый раз унесли? полюбопытствовал я.
Стыдливый смешок.
- Они стоят в шкафу до особого случая.

К этому времени я уже сидел, закинув ноги на ее письменный стол.
- Тогда этот случай как раз наступил. Налить вам еще, сударыня... кстати, как вас зовут? Не люблю официальности в нерабочее время.
Она даже растерялась.
Михаил Сергеевич каждую неделю выписывает мне зарплату! Риммой меня зовут.
- Римма, Римма - произнес я, смакуя пузырящееся шампанское. Получалось неплохо.
Она кивнула.
- А вас — Родион Васильевич, а господина Плотникова - Михаил Сергеевич, правда? - И Римма одарила его улыбкой.
- Майк, - галантно поклонился тот и улыбнулся в ответ. - Исконное русское имя. И никак иначе.
- Передайте мне новую бутылку, - сказал я, - и сократите Родиона до Рада. - Бутылка перешла ко мне в руки.

К тому моменту, когда мы открыли четвертую бутылку, мы стали закадычными друзьями. Она щебетала целый вечер, оказывается, у нее приятный голос, ей двадцать пять лет, она не замужем, одинока, обожает шампанское.
Личные отношения нельзя вести с подчиненными... Хотя думать о таком постоянно – довольно утомительно.

- А чем вы заняты? - капризничала она, - мне же надо знать, чем вы заняты в студии целые сутки напролет. Вы ведь даже ночью работаете.

Подумав минутку, Майк не совсем уверенно сказал: - Знаете, мы следим за контентом в сети, переписываем видео, что-то анализируем, делаем сводные отчеты. - Он подмигнул одним глазом. - Иногда даже сами делаем разный контент.
- Мы снимаем кино, - пьяно вмешался я.
Она посмотрели на меня почти влюбленными глазами:- Не может быть.
- Правда. Кино про разное другое кино, всяких людей и все такое. Маленькое кино. Совсем маленькое. Чтобы оно выглядело, как настоящее.

Она была симпатичной, я был пьян, она тоже, и я чувствовал, как расту в ее глазах все выше и выше.
- Мне стало как-то спокойней на душе. А то расписываюсь на всяких там накладных и счетах, а за что они, понятия не имею. Должно быть, интернет и тому подобное.
- Вот-вот-вот. Вы точно сказали — за интернет и тому подобное.... я обнял ее — она не сопротивлялась.
- А то я все беспокоилась... Нет. Две бутылки еще остались, вон там, в шкафу, снизу.
- Всего лишь две. Вы умная девушка. Я спросил, не хочет ли она пойти в отпуск. Об отпуске она пока еще не задумывалась. Я сказал, что пора бы подумать.

- У нас завтра должна быть важная встреча, - неожиданно вспомнил я - мы едем на Мосфильм.
- На Мосфильм? Неужели...
- Мы едем вместе. - я уже держал ее почти у себя на коленях.
- Давай-ка сюда бутылку, - перебил Майк...

Шампанское уже ударило мне в голову, и моим компаньонам тоже. Майк что-то тихо напевал себе под нос, счастливый, как загулявший пингвин. Римма уже двоилась у меня в левом глазу — и троилась в правом. Я знал, как она себя чувствует: мне самому было трудновато смотреть туда, где она непринужденно полулежала во вращающемся кресле. Голубоглазая, высокая, вьющиеся русые волосы.

Гм-м. Все работа да работа, никаких развлечений... Она протянула мне еще бутылку, пьяно икнув... украдкой, легонько и мило.
Майк заявил, что незачем нам забивать себе голову всякими дурацкими идеями, когда его как раз сегодня осенила гениальная. Мы заинтересовались. Что лучше скрасит вечер, чем удачная идея?

Майк был дьявольски красноречив: - Мы едем на Мосфильм немедленно.
Мы торжественно кивнули.
- Едем...
- Давай...
- Непременно...
Все кивнули.
- И кто нам будет печатать письма. А может, она будет не блондинкой? На Мосфильме нет свободных блондинок. Тем более хорошеньких. Поэтому...Мы едем на Мосфильм вместе. И Римма с нами - там ведь точно нет симпатичной блондинки, чтобы печатать письма и пить с нами шампанское.

Тяжелый случай. Бутылкой раньше гениальность этой идеи не была бы столь очевидной. Римма сияла и ощущала себя королевой мира.

Майк был великолепен: - Едем немедленно.
- Немедленно! - ужаснулась она. - Прямо вот так?
- Немедленно. Прямо вот так, - твердо заявил я.
- Но ведь...
- Никаких «но». Немедленно. С ходу.
Я хлопнул ладонью по столу. Стол пошатнулся.
- Звоните такси. Едем немедленно.
Ее нетрудно было взять на испуг. Возражения Риммы были отметены красочным описанием того, как лихо мы будем работать и развлекаться на киностудии. Нацепив на дверь табличку «Ушли на обед. Уже не вернемся», мы вышли на улицу и сели в такси.
По пути мы заехали в ночной клуб. Хорошего шампанского там не было, но бармен намешал чего-то более-менее сносного.
Под утро мы вернулись. В офис. Было похмелье. Воняло перегаром. Но настроение казалось победным.

Мы сделали необходимые звонки, заявили о своих намерениях встретить профессиональных продюсеров. Утром следующего дня нам сообщили, что нас хочет видеть некий господин Анатолий Максимов.

Анатолий был энергичным деловым человеком с приятным голосом, и приятной внешности. Он изъяснялся емкими отрывистыми фразами. Мы представились как начинающие режиссеры. Глаза у Анатолий блеснули, рот скривился в легкой ухмылке: еще бы, любители, причем, как раз по его части.
- Но мы не совсем такие профаны, как вы думаете, - поспешил уточнить я. - У нас уже есть кинокартина, готовая процентов на восемьдесят.
Анатолий спросил, что же требуется от него.
- У нас отснято три часа киноматериала. Нет смысла спрашивать, где и когда мы его снимали. Фильм пока немой. Необходимо его озвучить и в ряд эпизодов вмонтировать диалоги.

Анатолий кивнул: - Нет проблем. В каком состоянии черновой материал?
- В идеальном. В сюжетной линии есть пробелы. Нужны актеры обоего пола. Все они должны будут сыграть в своих дублях за небольшие наличные, с последующими отчислениями со сборов.
Анатолий приподнял брови: - Можно по-минимуму наличных. Отчисления со сборов — главный хлеб для актеров.
- Если сумеете залучить талантливых актеров в промежутке между съемками, ваше счастье. Но если снятый вами фильм стоит того, чтобы с ним возиться, мои ребята захотят получить аванс в счет проката.

Я согласился, что резон в этом есть. Специальная группа необходима, и я готов заплатить. Особенно за то, чтобы держали язык за зубами, пока фильм не будет полностью готов к выходу на экран.
А может, даже и после этого.
- Прежде чем продолжать обсуждение, - Анатолий встал и налил себе кофе - давайте-ка просмотрим эту ленту. Не уверен, сможем ли мы...
Я знал, что было у него на уме: дилетанты, самоделка... Наверняка, на грани порнографии...

Римма достала ноутбук и стала устанавливать выбранные нами для показа эпизоды.
- Жена? - небрежно бросил Анатолий.
- Секретарша, - равнодушно, в тон ему, ответил Майк.
Наш престиж в глазах продюсера чуть вырос.

Первый фрагмент шел двадцать минут. Мы неотрывно следили за Анатолием, как коты за мышиной норой. Когда на экране появилась завершающие титры, он посмотрел на нас и спросил - «Еще»? Мы поставили второй фрагмент на 20, потом еще на 20 минут... в начале третьего фрагмента продюсер попросил сделать паузу. Позвонил и к нам подошли еще два человека. Анатолий попросил поставить с самого начала. Следующий час все трое сидели задумавшись и не отрываясь, молча...

- Откуда у вас эта лента?
- Ну как, найдем общий язык? - улыбнулся Майк.
- Общий язык?! - задумчиво и беспристрастно спросил Анатолий. - Пожалуй, из этого у нас может выйти стоящая картина.
- Неплохой исходник… Откуда он взялся? - этого человека представили как Джахангира, хотя поздней оказалось, что его можно называть Джаником.

Майк покосился на меня. Я предупредил: - Только никому ни слова.
Анатолий посмотрел на коллегу, тот пожал плечами: - Молчу, но мое мнение - да.
Я подсунул им крючок с наживкой: - Этот фильм снимался не в России. Здесь Узбекистан. Где именно - значения не имеет.
Анатолий тут же клюнул, разом проглотив и крючок, и леску, и грузило: черт, тогда понятно... сколько вам обошелся черновой вариант?
Я кивнул головой: - Неважно. Ведущих актеров у нас в стране не знают, долга перед массовкой нет, права принадлежат нам...
Анатолий кивнул.
- Совершенно верно. Рисковать нет смысла. Где еще материал?
- Кто знает? Мы взяли в Москву только три фрагмента. Удастся сделать фильм?
- Безусловно. - Он на минуту задумался. Пошептался с Джаником они позвали еще 4-х человек.
Через несколько минут в зал вошли четверо мужчин: Владимир Иванович, крупный, плотного телосложения, сценарист, Алексей Родионов- оператор, за ним молодой, постоянно куривший еще один Владимир - Михайлович, только пожилой — звукорежиссер. Нас представили друг другу, и Анатолий спросил, не возражаем ли мы против вторичного просмотра.
- Нет. Нам этот фильм пока нравится больше, чем вам.

Тут мы, пожалуй, дали маху, поскольку, едва фильм закончился, как вновь вошедшие вновь засыпали нас изумленными вопросами. Мы им ответили так же, как и Анатолию. Но нам было приятно, что они с таким интересом отнеслись к картине, о чем мы им и сказали.
- Любопытно, кто оператор? - Алексей хмыкнул. - прекрасная работа, со времен Урусевского не видел такого оригинального подхода... Оператор у вас — что надо.
Я повернулся к нему.
- На этот вопрос я как раз могу ответить. Снимали те самые парни, с которыми вы сейчас беседуете. Спасибо на добром слове.
Все четверо вытаращили глаза.
- Это правда, - подтвердил Майк.
- Надо же! Вот это да! - не удержался Владимир - сценарист.

Они смотрели на нас с явным уважением. Это приятно щекотало наше самолюбие.
Затянувшееся молчание нарушил Анатолий: - Что там у нас дальше по программе?
Мы приступили к обсуждению практических деталей.
Майк, как обычно, сидел прикрыв глаза, внимательно вслушиваясь в разговор и предоставляя мне возможность говорить за двоих.

- Мы хотели бы доделать фильм, его надо полностью озвучить.
- С удовольствием, - отозвался Владимир звукооператор.
- По меньшей мере десятка полтора, если не больше, актеров, внешне похожих на ведущих персонажей, которых мы вам показали.

Анатолий уверенно заметил: - Это несложно. В архиве Отдела подбора киноактеров есть фотографии всех актеров со времени возникновения Мосфильма.
- Знаю. Мы проверяли. Но по причинам, которые я уже излагал Анатолию, актерам придется работать за наличные и забыть о последующих отчислениях.
- Пари держу, что эту работенку поручат мне, - проворчал Джаник. - но у меня вопросы — я хотел бы дать главные роли ведущим актерам — это реклама, спонсоры и раскрутка.
- Пойдет? - посмотрев на меня и получив молчаливый кивок ответил Анатолий и обратился ко мне: - Что еще?

- Пожалуй, только планы проката фильма, которых у нас пока нет. Надо будет прикинуть.
Анатолию мои слова явно пришлись по вкусу.
- Проще простого. Один взгляд на рекламный киноролик - и Первый канал от вас не отцепится.
- Как с недостающими эпизодами? - вмешался Владимир сценарист. - Имеете на примете сценариста?
- Что-то вроде режиссерского сценария у нас уже есть. Хотите пройтись по нему вместе с нами?
Он с готовностью кивнул.

- Каким временем мы располагаем? - вступил в разговор Алексей. Работа предстоит большая. Когда желательно ее завершить? - В обиход уже вошло сплоченное «мы».
- Вчера, - отрезал Анатолий, вставая. - Есть у вас идеи насчет музыкального сопровождения? Нет? Попробуем договориться с Русланом Муратовым и его ребятами. Джаник, с этой минуты ты лично отвечаешь за картину. Владимир, Алексей, Владимир - соберите свою команду и просмотрите фильм. Подберите звезд. Уже вижу Боярскую на главной роли. Свяжитесь с Безруковым. Перетряхните в архиве досье актеров... вместе с Михаилом и Родионом, когда им будет удобно.

Держите с ними связь. А сейчас я попросил бы вас зайти ко мне в кабинет - обсудим финансовые условия.
Все прошло как по маслу.
Фильм перестал быть нашим — в обмен на неплохие отступные. Сколько? За «спасибо», конечно. Мы же не декларировали доходы.


Я вовсе не хочу сказать, что работать было легко. Ничего подобного. Еще несколько месяцев подряд мы продолжали трудиться в поте лица. Чего стоило найти звезду, который согласился на всем готовом пересняться Колчаком.

Им оказался Костя Хабенский. Актерские пробы, репетиции, перебранки с костюмерами, декораторами и бутафорами, оборудовавшими съемочную площадку и делавшими декорации. В общем, хлопот у нас было по горло. Даже Римма пила мою кровь, и честно отрабатывала свою зарплату. Мы поочередно диктовали ей варианты сценария, пока наконец не подготовили вариант, который удовлетворил и Майка, и меня самого, и Анатолия с Джаником, которые оказались настоящими профессионалами по части диалогов.

Я также имею в виду другое: расположить к себе видавших виды профессионалов, которые присутствовали при взлетах и закатах десятков кинокартин, от успешных боевиков до откровенного барахла, оказалось для нас делом легким и благодарным. То, что мы сумели сделать, действительно произвело на них впечатление. Владимир даже огорчился, когда мы отказались участвовать в съемках недостающих эпизодов фильма. Мы сослались на занятость и выразили полную уверенность в том, что он сумеет сделать это дучше.

Он превзошел себя, да и нас тоже. Не знаю, что бы мы делали, попроси он у нас какого-нибудь практического совета. Оглядываясь назад, я прихожу к мысли, что ребятам, с которыми мы познакомились и сотрудничали, изрядно надоело иметь дело с набившими оскомину второразрядными сценариями и надеюсь, что они искренне обрадовались — людям, понимающим разницу между халтурой и чем-то вроде искусства.

Наконец хлопоты остались позади. Мы все собрались в просмотровом зале - мы с Майком и Риммой, Анатолий, Джаник, все остальные члены съемочной группы, которые делили с нами эту поистине титаническую работу, и увидели на экране плод своих усилий.
Фильм вышел не плохим, я бы сказал — местами потрясающий. Но я пристрастен. Это моя работа, и я не объективен.

Когда на экране появился Хабенский, он действительно выглядел как Колчак, как Правитель России. Вся ослепительная гамма красок, вся роскошь, великолепие и блеск на экране, казалось, обжигали душу. Даже мы с Майком, видевшие все это в действительности, сидели на краешках кресел, молча впившись глазами в экран.

Подлинный реализм и размах сцен - вот что, на мой взгляд, обеспечило успех. Кровавый бой, конечно, увлекательное зрелище, но когда ты знаешь, что все это выдумка, что мертвые вот-вот воскреснут и пойдут обедать. Когда критики посмотрели фильм, и написали восторженные статьи о том, как удивительно точно были переданы тяготы войны, кровавая безнадежность того времени — такое воспринимаешь, как похвалу.

Реализм кровавой бойни — позволяет иначе почувствовать войну. Когда измученный, далеко не безразличный к своей судьбе крестьянин, устало бредет версту за верстой по пыльной равнине, и заканчивает свой путь смердящим, голым, израненным трупом средь роя жирных мух - чем отличается он от другого крестьянина, который в него стреляет?

Это мы старались подчеркнуть особо, и преуспели. Фильм про войну получился антивоенным. И все, что меня раздражало — было как раз любовная история Адмирала. Та лабуда, которая особенно нравилась зрителю — и где правды не было вообще... Таков уж этот дурацкий жанр и этот мир.

Когда в зале вспыхнул свет, мы представляли: у фильма будет успех. Важные, как стайка пингвинов, гордо выпятив грудь, участники просмотра торжественно пожали друг другу руки. Большинство направилось к выходу, а мы уединились в кабинете Анатолия.
Разлив по стаканам виски, проюсер перешел к делу: - Чем думаете дальше заняться?
Я поинтересовался его мнением насчет проката.
Он пожал он плечами. - Не знаю, известно вам или нет, но фильм уже купил Первый канал. Я согласился на их условия. Это реклама, последующие сборы для сериала, они конечно, подредактируют материал — но больше половины не вырежут. Мои люди поговорят с кем нужно. Нет смысла и дальше играть в молчанку. Уверен, у них хватит ума не болтать лишнее. В данный момент мы, как говорится, на коне — хотя, скажите, почему вы не хотите предавать своей роли огласку?

- У нас другие планы — ответил я за всю свою команду.
Этот вопрос мы с Майком обговорили между собой заранее.
- Как вы считаете лучше, так и делайте, - не спеша сказал я. - Бог с ней, со славой: мы ее не ищем. Для прессы мы два провинциальных простака - оператора, которые занимаются видео-эффектами. Спускайте на тормозах любые вопросы о том, где снимали кинокартину, но осторожно, чтобы это не бросалось в глаза. Придется туго, когда будете говорить о несуществующих актерах, но вы должны как-то выкрутиться.

Джаник тяжело засопел, а Анатолий ухмыльнулся:
- Не сомневайтесь, он выкрутится.
- Мы будем рады, если за техническое исполнение фильма вам поставят наивысшую оценку, потому что вы блестяще справились с этой задачей.
Алексей вполне заслуженно воспринял это как личный комплимент.
- Мы с Майком открыли новый метод операторской работы с использованием кинотрюков и комбинированных съемок.


Алексей хотел что-то сказать и уже приоткрыл было рот, но передумал.
- Мы не намерены раскрывать, как это делалось и где именно комбинированная съемка, но вы должны признать, что обнаружить разницу между комбинированными и натурными съемками невозможно.
Они усиленно закивали: - Совершенно невозможно. Столько лет в кинематографе, все проходит через наши руки... Какие же эпизоды...
- Не скажу. Мы бы не хотели передавать свой метод в тиражирование как можно дольше.
Никто не обиделся. У профессионалов взгляд наметанный. И если даже они не улавили разницу, то, значит, комбинированные съемки были виртуозны. Им было понятно, почему мы хотим сохранить в тайне уникальные методы.
- Мы можем дать твердую гарантию, что позднее у нас будут другие работы. Нам понравилось сотрудничать с вами, и мы хотим, чтобы впредь было так же.

Анатолий заключил весьма выгодный контракт с «Первым» и сетью кинотеатров. Он получил неплохой процент прибыли с «Первого». Да, таким образом, в нашем проекте оказались бюджетные деньги. Но о проблемах с их дележом мы тогда не подозревали.

Участники съемочной группы в специальных журналах хвастались своей причастностью к этому фильму. Нас выдвинули на Оскара. По понятным причинам, как всегда пролетели мимо. В Голливуде другие ветра, им не понять Гражданской войны в России. По крайней мере, той мясорубки, какую показали мы. Чтобы получить Оскара, надо было делать личную историю Адмирала выше гражданской войны. А мы сразу решили, что переделывать реальную историю больше, чем наполовину, мы не станем. Но европейцам фильм понравился больше американцев. Они больше любят реализм. И фильм, за исключением любовной линии — местами походил на настоящее искусство.

Наш успех вскружил Римме голову. Она сразу же захотела обзавестись собственным секретарем. Ей и правда нужен был помощник,.чтобы отбиваться от всяких придурков, которые нам проходу не давали. Мы разрешили ей нанять помощницу. Она подыскала хорошую машинистку лет пятидесяти. Римма - девушка интересная и себе на уме. Когда она стала усиленно намекать, что мечтает работать с нами еще тесней, мы увеличили ей жалованье с некоторыми условиями. Мы втроем весело проводили время.

Премьера фильма состоялась одновременно в Москве и Петербурге. Мы отправились на премьеру вместе с Риммой, важные, вальяжные, надутые. Прекрасное это чувство - сидя ранним утром на полу, читать рецензии, от которых приятно кружится голова. Еще лучше знать, что денег у тебя опять много. Анатолий и его команда разделяли наши чувства. Они с наслаждением купались в лучах славы.

Успех был убедительным. О фильме писали и говорили больше, чем мы смели надеяться. Кто-то пустил-таки слух, что мы изобрели алгоритмы для оптимизации комбинированных съемок, и некоторые кинопродюссеры искали встреч с нами — считая нас чрезвычайно удобным и экономичным решением своих проблем. В наш адрес поступило несколько заманчивых предложений, но мы с благодарностью их отвергли, так как хотели делать то, для чего затеяли историю с кино...

Мы снова уехали в свой офис на берегу речки-Нищенки на Авиамоторной, взяли в аренду еще сто метров, и сразу взялись за новую работу. Римма с утра до вечера сидела в интернете. Мы не принимали ни журналистов, ни бизнесменов. Никого.


Времени было много и мало. Мы занимались съемками и фотографией событий столетней давности. На полученные деньги мы затеяли выпуск альбомов с аутентичными фотографиями той эпохи, фотографии афиш, витрин, товаров, бытовых сюжетов. Мы подготовили картинные ряды на несколько выставок.

Мы издали уникальные альбомы про эпоху от 1880-х - до 1920-х. И подготовили несколько старыми датами. Думаю, что на книжных развалах и в антикварных магазинах до сих пор можно увидеть альбомы, которые мы специально издавали «под старину».

Сделали мы это намеренно. Во-первых, нам нужны были источники нужной для себя информации. Во-вторых, нам нужны были связи в профессиональной исторической среде. А для чего лучше всего годятся банальные взятки. В третьих, мы поняли, что нам нужна поддержка из-за рубежа. Потому что историки, которых мы видели, слишком явно смотрели в рот иностранным экспертам.

Сделали мы это после долгих размышлений. Зарабатывать на этом мы не хотели. Но нам следовало подготовить общественное мнение и поддержку историков. Когда уважаемые историки получали от нас раритетные альбомы 80 летней давности, о существовании которых они до того даже не подозревали - это создает фундамент для доверительных отношений и почти честной дружбы.


Собрания таких томов (мы подготовили 20 раритетных изданий) были направлены в крупнейшие частные коллекции. Оттуда они попали в библиотеки и университеты мира. На наши работы быстро стали ссылаться уважаемые историки. Мы с Майком получили огромное удовольствие. Манипуляция? Наверно — и даже наверняка – да. Но мы почти не врали, это были всамделишные фотографии, настоящие афиши, реальный быт... Благодаря нам историки могут честно решить многие проблемы из тех, над разгадкой которых они бились долгие годы. При условии интереса в этом.

Например, мы открыли копии документов, подписанные руководителями чехословацкого корпуса, вывозивших из России через Владивосток английское золото, и «случайно» потерявших почти его половину.

Мы нашли настоящее завещание австрийского императора Франца-Иосифа и дали венгерскому правительству настоящую переписку между их последним императором Карлом – с лидерами стран Антанты и адмиралом Хорти. Настоящие документы, как молодого императора «поимели» со всех сторон, и чужие – и свои, чтобы раздербанить реальную Австрию и Венгрию.

Мы опубликовали панорамные кадры Мурманска, Архангельска и Вологды, пока там хозяйничали англичане — любой человек видел, что число надписей на английском языке намного превышало русские. Мы дали фасады тех зданий, которые поздней были взорваны и сожжены, которые показывали размах интервенции и вывоза капиталов...

Не мы решили показывать все, что видели. Например, настоящий мир Поволжья столетней давности. Вывески и афиши арабской вязью, восточные одежды, халаты и тюрбаны, паранджа и мечети. Забытый мир, который после революции был полностью переформатирован под Европу. Есть вещи в прошлом, которые могут быть слишком болезненными. Далеко не всякая правда может быть полезной и нужной. И ведь часто «правда» - это надежный способ обмануть и ограбить человека.


Мы первыми опубликовали закрытые до того фотографии представителей царской семьи. Власть в стране была закрытой от широкой публики. Уважение и страх подразумевает тайну и закрытость. Мы сделали ограниченную серию альбомов начала 20-го века, которые предназначались исключительно для внутреннего пользования императорским домом, сочинили достойную легенду, и подбросили это уважаемым кладоискателями при московском университете. Забавно, но на пути от раскопок до официальной публикации — больше половины «заложенного» - случайно «потерялось», а поздней всплыло за рубежом. Неисповедимы пути настоящей науки...


Тайное издание было безумно дорогим, мы делали заказы в разных типографиях, затем соединяли разные части у себя практически вручную. Попутно мы стали обладателями большого числа редких изданий. Коллекционная стоимость наших изданий, собранных за два года нашей работы, пожалуй, даже превышала бы наши доходы от фильма про Адмирала. Но мы могли себе позволить в кои-то веки поработать филантропами. К тому же, что такое коллекционная стоимость наших изданий была так велика именно потому, что мы держали свои языки за зубами.

Далее - https://radmirkilmatov.livejournal.com/338660.html
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments