где больше вранья: в прошлом или настоящем? (radmirkilmatov) wrote,
где больше вранья: в прошлом или настоящем?
radmirkilmatov

Category:

Три версии Мира...

Хорхе Луиса Борхеса многие до сих пор считают лучшим писателем Латинской Америки. Почему? Наверно из-за того, что чтение его книг вызывает намного больше мыслей, чем те, о которых непосредственно говорит Автор.

Либералы в лучшем случае считали его не благонадежным, в худшем - откровенно ненавидели. Этакий «гуманист», который высказывал откровенно не либеральные идеи и поддерживал фашистов и Пиночета. В кругах прогрессивной общественности он был скомпрометирован, и мало кто удивился, что он стал прототипом Слепого Хорхе, главного отрицательного героя романа Умберто Эко «Имя Розы». Того самого, который убивает каждый день, только чтобы древние книги не прочли и «не искусились» истинами.

В одном из самых парадоксальных своих рассказов Борхес касается темы предательства Иуды.
http://imperium.lenin.ru/LUZHIN/desert/ktexts/Borges.html
В начале 20-го века тема «иуды» и его предательства — была предметом не только теологических, но и политических споров. «Вставай, проклятьем заклейменный!» пели мировые лидеры бОльшей части мира. А самому Иуде (в бывшей христианской стране) поставили несколько памятников. Конец 20-го века вообще — был странным временем. В конце 19-го века в России происходило интенсивное насаждение "православия". Сверху, "своего", безапеляционного и безальтернативного. Священным Синодом» в русской истории — называлось само царское правительство. И в том, что весь народ «шарахнулся» в другую сторону — была своя логика.

О чем пишет Борхес...
Для людей мыслящих, что-то в главной христианской истории не сходится. К примеру, чтобы выдать Иисуса не надо было его целовать. Иисус публично проповедовал, и его видели сотни людей. Деньги, которые Иуда получил за предательство не были значительной суммой. Иуда был казначеем, и если община была влиятельной, то он наверняка имел дело с деньгами и побольше. На тайной вечере Иисус вполне определённо говорит о предательстве, и благословляет Иуду. И Апостолы никак не помешали предательству. Да и назван Иуда предателем только у Иоанна. В Евангелиях от Марка и Матфея Иисус не называет предателя, а говорит только что кто-то из них его предаст. А грань между словами «предал» и «отрекся» - это вопрос традиции прочтения, а не только древних текстов.
Ну вот в чём же было предательство Иуды?
Первая версия, традиционная, высказанная Иоанном, такова:
26. Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. 27. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
То есть, в сюжете присутствуют происки Самого. Иуда соблазнился Тёмной стороной, купился за сребренники. Всё очень просто! Но только на первый взгляд. (Смотри аргументы выше).

Вторая версия объясняет предательство миссией Христа. Ведь если бы Иисуса не подвергли мучениям и не распяли бы на кресте, Он не смог бы воскреснуть и реализовать свою священную миссию – спасти род человеческий. Эта версия была озвучена Томасом Де Куинси в 1857 году. Он пришел к заключению, что Иуда предал Иисуса Христа, дабы вынудить его объявить о своей божественности и, возможно, разжечь восстание против Рима. Но Томас был наркоманом и эта версия (объективно) не намного лучше официальной точки зрения. Хотя — логика в версии тоже есть.

В рассказе Борхеса оправдание Иуды проходит следующим образом: Иуда был любимым учеником Христа, сумевшим разгадать его предназначение. Он понял смысл жертвы, на которую пошёл Бог, послав на смерть своего сына. Но акт искупления требует и от человека не меньшей жертвы, и в жертву Иуда приносит себя. Таким образом знаменитый поцелуй – своего рода прощание, ведь после следующего акта Иуда станет изменником и навлечёт на себя всеобщее проклятье, и уже не сможет стать рядом со своим учителем, перед которым он преклонялся.

Третья версия принадлежит Нильсу Рунебергу, искренне религиозному человеку. Для Рунеберга (скорей, персонажа Борхеса, чем реального человека) эта история казалась ключом к разгадке главной тайны богословия, предметом медитации и анализа, исторических и филологических контроверз, предметом гордости, ликования и ужаса. Вспомним христианское предание: Бог послал своего сына в качестве человека, для искупления всего человечества.

Послав на страдания и мучительную смерть. Для реализации этой миссии Сын Божий мог бы воплотиться в кого угодно: Александром, Пифагором, Рюриком, Иисусом. Сопоставив факты Рунеберг пришел к выводу, что Бог, «вочеловечившись», принял на себя все пороки человека, и избрал самую презренную судьбу: он стал Иудой. Согласно канону, именно Иуда обречён на муки вечные, но именно муки и есть залог спасения. Мучения Иисуса на кресте ничтожны по сравнению с тем, что выпало на долю Иуды. Иуда — приходит к мысли персонаж Борхеса — вот настоящее воплощение Бога.

Версия скажем прямо, более чем нестандартная. В том факте, что она была отвергнута всеми, Нильс Рунеберг нашёл Главное доказательство её правоты. Бог повелел быть равнодушию; Бог не желал, чтобы на земле стала известна Его ужасающая тайна.
Но может и не было на самом деле предательства? Известно, что в первое время среди последователей Иисуса Христа были сильные разногласия: одни считали его еврейским мессией, другие основателем Нового Завета... Иные видели в нём обычного человека, такого же как и они сами, открывшим путь в Царство небесное, и учившего этому пути. Известно также кто победил в этой борьбе идей и веры. Победителям же было выгодно представить своих противников предателями, и они искренне в это верили.

Как было на самом деле — понять невозможно. Объем информации о мире, о вере, о прошлом — увеличивается на порядок каждое поколение. О бесплодности поиска Истины — говорит очевидец и свидетель Тех событий:
"В мире был,
Мир через начался,
И мир Его не понял..." — так начинается «Евангелие от Иоанна».
Где проходит линия для возможных сомнений-
в споре с церковью - или в споре с ее Апостолом?

В рассказе Борхеса — сложно увидеть оскорбление чувств верующих. В ней — о несопоставимости задачи поиска истины — с размерами Самой Истины.

...
ПС.
В другом рассказе того же сборника 1944 года Борхес прямо рассказывает о заговоре, когда группа «посвященных» создает вымышленную страну, о реальности которой знают единицы. Но общество делает этот «миф» все более и более реальным. И новая реальность — удаляет из мира тех, кто знал о правде. Небольшая вымышленная страна на 10 страницах рассказа — вырастает до размеров мира — а реальный мир «свертывается» до размеров вымысла в головах немногих посвященных.

«...Рассказ начинается с описания энциклопедической статьи о загадочной стране, Укбар, которая является первым свидетельством существования сговора группы интеллектуалов создать вымышленный мир, Тлён, в котором действуют особые метафизические и физические законы и развивается действие легенд и сказаний Укбара. С течением времени рассказчику встречаются всё более существенные артефакты Тлёна, а в конце Земля становится Тлёном....»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Тлён,_Укбар,_Орбис_Терциус

Когда Борхес писал эту историю, он еще мог видеть.
К своему следующемусборнику рассказов - ослеп.
Что есть Истина, История и наше представления о ней?
Борхес не мог видеть... Но возможно, он понимал мир по своему,
в чем-то глубже и полней, чем мы?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments