Три разных типа истории.
Без Официальной Истории — никак. Это признак принадлежности к современной цивилизации, общий фольклор. И один из признаков лояльности твоих политических взглядов.
Но любые дифирамбы — не про ее правдивость. За дошедшими событиями просматривается другая История. О ней не принято говорить в СМИ, но за любой пропагандой всегда есть другие версии. А История — это именно пропаганда. Особенно, когда настаивают на обратном.
И есть еще третья История, которая тоже просматривается, но поднимать которую надо очень осторожно. Это наследие нужно знать, но оно не должно навредить.
Итак, ничего сложного. И то, что я всерьез уверен, что с середины 1920-х до середины 1930-х годов в мировой истории нет НИЧЕГО, и эти годы «нарисованы» — не мешает мне верить и в официальную историю. Я ведь считаю, что только тогда мир совместил разные календари, и унифицировал счет времени. А через 20 лет, после войны и цензуры — каждая страна получила возможность себя «приукрасить».
Версия. В первой половине 20-го века было несколько попыток синхронизировать календарь, в центре одной из них оказалась странная всемирная партия Коминтерн. Помимо того, что мы знаем про него в России, следы этой партии — на американском вице-президенте Хью Лонге, на британском премьере социалисте Рамзи Макдональде, в Китае, Турции и Мексике...
Но Коминтерн проиграл. И вопросы календаря оказались в забвении вместе с объективным анализом его деятельности. Когда простое упоминание о нем могли оценить как сожаление, сравнение, недовольство. Там даже зачищать не пришлось. Само потерлось...
Жизнь идет по сложным правилам. Врут политики, брешут историки, халтурят менеджеры, тупят экономисты... Даже не заморачиваясь относительно прошлого — люди открыто врут о настоящем. Врут в таких объемах, что диву даешься... Не потому что мы — лжецы, просто так проще — делать как все, и не думать иначе...
Адекватный взгляд на свое Прошлое — так же как честный взгляд на политику - слишком важный и нужный «товар», слишком ценная часть нашей жизни, чтобы там было место для какой-то объективности, честности и справедливости. И наивно верить, что такой взгляд нам дали в детстве, в школе, бесплатно, полностью и адекватно...
Антидот — это очень странная книга о том, что мы плохо знаем настоящую историю 20-го века. У событий 1920-1930 годов есть акценты, а за ними другой взгляд на Историю этого времени. Антидот.: radmirkilmatov — ЖЖ (livejournal.com)
Верю ли я в нее?
Да.
Но я верю и в официальную версию. Ее надо знать, как факт принадлежности к миру. Она позволяет людям общаться и понимать друг друга. Но там по жанру обязательно должны были быть заказуха и фольклор, политическая борьба и сведение счетов...
Нужно ли пересматривать старое?
Не надо.
Потому что Илья муромец и половцы с печенегами — кажется, помогают нам лучше, чем гномы и гуси — у соседей.
Но надо выработать новое другое отношение к истории. И особенно к тем, кто с нею «заигрывается». Какое... Нашу современную историю составили по легендам. Но... дворяне в начале 20-го века в России составляли меньше 5%. А императорская семья, вокруг которой оказалась составлена Российская история — это 0,1% от них.
То есть, официальную часть нашего прошлого надо знать, как культурный бэг-граунд, интересный курьез и красивый «развод». Какое отношение к нам сегодняшним имеют фантазии нескольких семей дегенератов, репутация которых сама свидетельствует об уровне доверия к ним?
Ведь моя история — должна быть вокруг других 99% населения. История про то, как с иранского нагорья через степи на север поднялись кочевники. Несколько поколений приходили и уходили зимовать обратно на юг. Они говорили на разных языках. и у них была адекватная их уровню жизни письменная культура.
А потом кочевники научились делать пилы и лопату, топоры и скобяные товары. Они стали зимовать на севере. Дальше конкретно про Урал, только потому что думаю про себя.
Здесь появились ремесленники. Они открыли запасы руды и угля. Появились фабрики, кооперация и капитализм.
Так вот... «Сказы Бажова» (Сталинская премия 1-й степени 1945 года) — еще про ремесленную уральскую культуру. Ничего — про дороги и заводы. Другого наследия еще не было. «Та эпоха» была совсем недавно. Кочевников принудили к оседлости в 1861 году. Первый кооператив 1864. «Островная» жд — 1881 год. Первые заводы и дороги. Не надо принимать на себя тысячу лет чужих сказок, и ее груза... Наша кровь очень свеженькая, и чужая история — это портить нас раньше времени.
Новый народ получил в наследие простую этику,
лучшие в мире системы медобслуживания, среднего и высшего образования, которые противники страны особенно сильно хотят уничтожить.
И лучшую систему управления страной, которая была «островной», но резко стала второй в мире, содержала лучшую науку и армию. Потому что была построена как военные штабы. Когда все функции участники Системы «служили».
Так вот... Многие элементы Системы управления срослись с работой партийных комитетов и стали их частью. И когда КПСС перестала выполнять задачи Конституции — осиротела не просто «Старая площадь».
Во-первых, не стало контроля надо торговлей и банкирами. Во-вторых, не стало контроля над элитами и номенклатурой. Сразу объявили реформы, приватизацию и отпустили рубль.
Почему Горбачев пошел на это — и отменил КПСС и страну? При том, что ничего не получив взамен? Судя по всему, партийного КВН-щика Горбачева вчистую переиграл голливудский КВН-щик Рейган. Его ловили на слове, ему обещали много раз обещали того, что делать никогда не собирались, его убалтывали, ему в глаза льстили и восхищались. В том персональном баттле, который называется «Искусство переговоров» - его «конфу отказалось намного хуже конфу» Рейгана. Он оказался ослеплен и зачарован. Провинциальная политическая партийная культура — вчистую проиграла в искусстве манипуляции из развитого капитализма.
Ведь так часто работают «переговоры». Кто-то доминирует — кто-то «плывет». Или кто-то «разводит» — и основные результаты будут находиться за границами объявленного.
Система идеологически прогнила. Но вместо косметического ремонта устроили ремонт капитальный. Прежняя система была основана на эффективности работы армейских штабов. Ее надо было обновить, прочистив засидевшихся и половину номенклатуры. Но вместо шпаклевки снесли монолит, поставили гипсокартонные стены — и удивляются, почему на крыше дует с запада.
Мы для мира — северяне. Наша история — вокруг того, как нас облапошивали более хитрые южане. Местная этика серьезней относится к словам и понятиям. Наша культура выжила в стесненных испытаниях, у нас намного больше принято отвечать за слова. Там слова — это больше дым. Секунда прошла, дым рассеялся. Забыли. Здесь другие традиции.
Если такую силу рассматривать как «конфу», то ее слабости известны. Эта «сила» взламывается огромными обещаниями, братскими клятвами и публичной лестью. Об этом же официальная история. Лесть, вранье и чувственные клятвы — это самый частый инструмент манипуляции. Защищаться от нее надо только в публичном пространстве, аргументировано обвиняя оппонента в манипуляции. Лесть — это манипуляция. От нее нужно защищаться. И другой защиты не существует.
И то же самое надо делать с Историей. Разделить Историю. Очистить каркас от плесени, превратив «леса» за пределами здания — в новые точки опоры.