Место расположения: Усть-Куломский район Республики Коми - Чердынский район Пермского края
Историки считают, что канал был назван в честь "Екатерины". Однако Этот канал еще и соединял Северный край и Екатеринбургский ("Катар-бургский") край...
Благодаря этому каналу - через начинающуюся за Уралом Чусовую - можно было водным путем пройти в бассейн Северной Двины - до Архангельска. ОТличный маршрут для бегства из-под юрисдикции Средне-азиатских правителей - максимально далеко. При этом, через богатые ресурсами области. Хоть для тамплиеров - хоть для последователей Моисея...
В 1778 г. чердынским купцам удалось в период весеннего паводка доставить прямо в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар) несколько судов с хлебом, которые прошли по Южной Кельтме в Северную Кельтму (оцените откровенно "ирландсие" имена двух рек). Так была обнаружена уникальная река Джурич, единственная текущая одновременно в два моря: в верховьях через Северную Двину — в Белое, в низовьях через Каму — в Каспийское. Но соединяла оба моря Джурич только в особо полноводные периоды.
Первые предположения о возможности соединения Волжско-Камского и Двино-Вычегодского бассейнов рассматривались во времена правления Петра I, когда основатель Перми и Екатеринбурга В. Н. Татищев в 1722 г., а позднее в 1724 г. генерал де Генин изложили царю мысль о строительстве судоходного канала для переброски через него кратчайшим путём жизненно необходимых хлеба, железа и массу других грузов с Урала и Сибири до Архангельска и далее в страны Северной Европы.
Был составлен проект соединения Северной и Южной Кельтмы, что позволило бы реализовать задачу и использовать канал как торговый водный путь, связывающий Двину и Каму. Запланировались шлюзы - для полноводности каналов. Осуществление проекта началось в 1786 году при Екатерине II, по ее именному указу (К слову, Екатерина умела присваивать себе не только чужих мужиков и брюлики). Стоимость работ исчислялась 400 тыс. рублей. Работы велись силами коми крестьян. При строительстве возникло поселение - деревня Канава. В 1788 г. работы были прекращены по случаю войны с Турцией и возобновлены через 15 лет по Указу Александра I. В 1812 г. выемка земли под канал была закончена, но начавшаяся Отечественная война заморозила строительство на 6 лет. В 1818 г. было принято решение о возобновлении строительства и в 1822 году канал был сдан в эксплуатацию.
На канале располагались следующие гидротехнические сооружения:
- однокамерный деревянный шлюз в честь святого Николая Чудотворца при р. Джурич;
- водоспуск во имя святого Константина на соединении канала и р. Северная Кельтма;
- однокамерный деревянный шлюз во имя святого Александра в 7 верстах от водоспуска;
- шлюз в честь святой Екатерины в двух верстах ниже.
При этих сооружениях были построены караульные дома, а при северном устье канала –церковь во имя святой великомученицы Екатерины.
В первый же год по Северо-Екатерининскому каналу (протяженностью 16 верст 322 сажени) прошло 48 судов с грузом. Однако канал оказался неудобным для судоходства и торговли, отдельные попытки его реконструкции не увенчались успехом, финансирование поддержания его в рабочем состоянии прекратилось и к 1838 г. он был закрыт.
В конце XIX в. предпринимались попытки устройства работ по возобновлению судоходства по каналу, в частности в связи с растущим интересом к ухтинской нефти. В летние сезоны 1896, 1898 и 1899 гг. силами крестьян Усть-Немской волости Кирилла Паршукова и Александра Игнатова, нанятых Усть-Сысольским земством, была произведена расчистка берегов канала от растущего ивняка и очистка дна от мусора. Работы по расчистке были признаны удовлетворительными, а проезд через канал на малых судах вполне удобен. Тем не менее, поддерживать канал в рабочем состоянии земству оказалось не по силам. Не осуществились и планы по возрождению канала, которые вынашивались в 1920-х гг. в среде коми краеведов и советских хозяйственных деятелей.
Канал проложен в широкой (до 20 м) лесной просеке на границе Усть-Куломского района Республики Коми и Чердынского района Пермского края и соединяет прямой линией р. Северную Кельтму (приток Вычегды) в районе д. Канава и р. Джурич - приблизительно в 26 км от ее впадения в р. Каму. Представляет собой прямую, обвалованную со стороны берегов водную нить длиной около 17,7 км с остатками деревянных гидротехнических сооружений (шлюзов, водосбросов). Дно канала заилено и заросло травой, ширина протоки от 3-4 м до 1 м.
В настоящее время канал разрушен. Русло обмелело, берега поросли лесом и обвалились так, что в некоторых местах он похож на ров с водой шириной несколько метров. Весной, в половодье, канал используется местными жителями для сообщения на моторных лодках. Здесь много бобровых плотин: благодаря этому благородному зверю поддерживается уровень воды. Сохранились остатки рукотворных шлюзов и гидротехнических сооружений: морёные брёвна, лежащие уже двести лет в воде, свидетельствуют о высоком качестве выполненных работ.
Значение канала по документам - выглядит намного ниже, чем затраченный на него труд. Проработал-мол канал всего 25 лет, после чего стал быстро мелеть и был заброшен. В настоящее время его глубина в заросших частях составляет несколько десятков сантиметров, ширина незаросшей части русла от одного до трёх метров. Периодически предпринимались попытки восстановить канал. Последняя попытка пришлась на 70-е годы двадцатого века, когда для углубления дна применили ядерные взрывы.
Вопрос о необходимости работ поднимался не раз: в 70-е, 80-е, 90-е гг. 19 века, но результатов не было. В 1915 году Вологодский губернатор осмотрел водный путь, отметил военное значение канала (шла первая мировая война). За возрождение канала выступили земские собрания (в том числе, Пермская губерния). Сдвиг произошёл, нашли денежные средства, к восстановительным работам приступили в 1916 году. События октября 1917 прервали процесс. Но канал существует до сих пор. Начинается он в деревне Канава и по нему до сих пор можно перебраться с Вычегды на Каму.
Памятник гидротехнического искусства, представляющий смелое для конца ХVIII - начала ХIХ вв. в инженерно-техническом плане решение, воплощенное в реальность колоссальным трудом тысяч людей. В гидрогеографическом значении - уникальное явление.
http://ukhtoma.ru/volok7.htm