ни у продавца,
ниу "экспертов",
ни у покупателя...
... Внук крупнейшей фигуры еврейского возрождения 18-го века философа Мозеса и сын банкира Авраама – Феликс Мендельсон (1809-1847) никогда не страдал от недостатка внимания к своему имени. В 10 лет он гастролировал по Европе как юный гений, а в 30 лет он был крупнейшим музыкальным авторитетом и был известен, как превосходный скрипач и композитор.
До тридцати лет Мендельсон писал чудесную музыку, а после – стал крупнейшим исследователем творчества Баха и сочинять, как бы, перестал.
Современники откровенно посмеивались над Мендельсоном, утверждая, что «за Баха больше платят, чем за Мендельсона». Однако сомнения в авторстве Баха исчезли уже на следующем поколении критиков. Сейчас именно Мендельсону принадлежит слава открытия Страстей по Матфею, Иоанну, Брандербургского Концерта.
12 нот (7 белых и 5 черных) в музыкальной тональности - передают основные эмоциональные состояния - так же как 12 знаков Китайского календаря и 12 знаков Зодиака. Существуют подсознательные зависимости, между тональностью любой мелодии и ее эмоциональным восприятием. Ференц Лист использовал на своих концертах этотприем: показывая особенности транспонирования простых мелодий - со сменой "интонаций и нюансов".
Другие музыкальные исполнители конца 19-го века тоже показывали на выступлениях – изменение эмоционального восприятия мелодии при ее переносе в другую тональность.
Музыкальные авторитеты подтвердят широко развитую в середине 19-го века технику транспонирования, когда профессиональный переписчик мог за минуту переложить мелодию в другую тональность. А до того... Техника четырех-пяти диезов и бемолей – это «школа» середины 19-го века. В простые времена Баха сочиняли (и исполняли!) объективно проще. И только по этому критерию значительную часть произведений "Баха" - стоило бы признать "не Бахом"
Вскрывая следы возможной «аферы», австралиец (а есть такой грешок за автором) подсознательно цепляется за созидательную мотивацию и исключает злой умысел. А рассказывая про Мендельсона нельзя не отметить то, что отличает наши суждения от мыслей его современников.
Почему Мендельсон подписывал свои произведения чужим именем – там, где наш сегодняшний современник ставит свое?
Во-первых - да, если за Баха платили больше, чем за Мендельсона, то выбора не было совсем. И продавец и покупатель и эксперт - будут совершенно искренне завышать стоимость своего владения. сделки... Обычно независимый суд потому и не принимает в свидетели показания "заинтересованных свидетелей"... но в 19-м веке такого независимого эксперта/ свидетеля/ суда еще не было.
Во-вторых, из-за значения Баха и Мендельсона для музыкальной культуре. Настоящей культуре необходима история, герои и традиции. Подвижники подсознательно всегда создают эту историю своим трудом. И больше всего историю сочиняют сами историки.
А для "баха" надо было совсем не много. "Bach" - по немецки означает "книга". (Такой могла быть надпись на любой связке нот).
Позднее ненавидевший Мендельсона и боготворивший Баха великий композитор (но еще и самобытный литератор!) Рихард Вагнер (1913-1883) сделал невозможным трезвый объективный анализ границы между двумя Гениями. Вангнер боготворил арийскую музыку Баха и ненавидел еврейскую музыку мендельсона. Во втором (в арийском) своем «призвании» Мендельсон оказался нужнее, и сделал больше.
Эффект Мендельсона: Жизнь сводится к тому, что Художник иногда становится тупо - Инструментом. Историк часто становится не независимым свидетелем, а сам создает культуру, собственную историю, свою линию...
Принцип Оккама объясняет: культуру (да и историю) создает «коллективное бессознательное», иногда «Божий умысел». Ну и глупость, жадность и лень всегда могут объяснить любую проблему лучше любой другой самой красивой Теории.