Радмир К. (radmirkilmatov) wrote,
Радмир К.
radmirkilmatov

Category:

Победитель Оскара - 2013 "Операция Арго". (Опыт рецензии).

Если «Шпионский» сюжет помещен в восточные декорации, и фильм опирается на реальные факты – это всегда интересно.

Но для Голливуда восточный колорит – лишь фон, где факты – скорее мешают, чем помогают… Фильм «Операция Арго» рассказывает о том, как 33 года назад (27 января 1980 года) Голливуд сделал то, что не смог сделать американский спецназ: из охваченного революцией Ирана вывезли шестерых сотрудников американского посольства, два с половиной месяца прятавшихся в резиденции канадского посла.

Какое отношение имеет фильм – к реальности?
Почти никакого. Дьявол в деталях. А детали можно показать по всякому.

Сюжет фильма начинается через полгода после бегства шаха, запасов и советников. В день российского единства и согласия, 4 ноября 1979 года — здание американского посольства (и 52-х сотрудников) берет в плен толпа иранских студентов (говорят, в том штурме участвовал будущий президент Ахмадинежад).

Фильм не расскажет, что Иран долго был главным союзником США на Ближнем Востоке, но хваленые американские дипломаты и спецслужбы «проморгали» протесты... Словом, митинги перешли в революцию, проамериканский шах сбежал, золотой запас исчез... После неумелой «вестернизации», маятник качнулся в другую сторону, и началась исламская культурная революция.

Сюжет фильма окончится задолго до того, как 24 апреля 1980 го года американцы предпримут одну из самых бездарных военных операций в мировой истории. В ходе той операции «Орлиный коготь» погибло 8 спецназовцев, потеряли 7 вертолетов. А заложники просидят в плену 444 дня, их освободят при содействии алжирских дипломатов - в день, когда Картер перестанет быть президентом – 20 января 1981 года.

Обо всем этом в фильме не будет.

Фильм – про сказку. Что шестерых дипломатов все-таки вывезли. То есть, одна десятая часть сотрудников американского посольства все-таки спаслась, причем с нарушением всех норм дипломатии и международного права.

То есть, героически.


Сказка в политической истории — дело не новое. Десять лет назад в фильме «Хвост вертит собакой» чтобы победить на выборах, американский президент объявил войну Албании. Пять лет назад Квентин Тарантино в «Бесславных ублюдках» - вообще взорвал всех нацистов в кинотеатре – и переписал на полчаса историю Европы и еврейский вопрос - по своему, причем, ИМХО, самым правильным образом. И очень жаль, что мир нельзя изменить так, как это сделал Тарантино.

И можно только сожалеть, что там, где Тарантино смеется, туповатый Бен Аффлек – болезненно серьезен. История, действительно – чаще «грузит», чем развлекает. Жизнь - не Голливуд. И насколько было бы проще вслед за кино поменять себя, изменить историю, проснуться «новым», объявить себя умным, сильным, честным...

«Операция Арго» показывает такую «дутую» реальность. Но все закончится через 2 часа…


Основной принцип любого кино – «не быть, а казаться».
Казаться (как канадский посол в фильме) дипломатом, нарушая все принципы международного права и дипломатии, казаться (как сотрудник спецслужб Тони Мендес) – сценаристом (зная про кино только пару фамилий), казаться как Бен Аффлек – актером и режиссером (10 лет назад он стал лауреатом Оскара, за оригинальный сценарий, как университетский полотер – случайно оказывается математическим гением)...

Факт значит все меньше, красота замысла и глубина мысли – вообще ерунда, теперь главное — это политическая конъюнктура. Пару лет назад политическая агитка о том, как американцы воюют в Ираке («Повелитель Бури») знаменательно обошел в Оскаровской гонке «Аватар». Не смотря на не сравнимое качество, убогий сценарий, никаких актеров и грубую ремесленную поделку – против Мастера. Даже касса сегодня не играет роли, то есть мнение потребителя. Потребитель у «оскара» – другой… У премии заказчик - не зритель, а неизвестный тот, кто «музыку заказывает»

Хотя, когда у кого-то есть такая «дубина», как Голливуд, можно не париться из-за реальности или качества продукта. Снова Армагеддон. Правда в этот раз бородатый и иранский. Снова Америка снова спасает мир. Нет и в помине Брюса Уиллиса, песен Аэросмита и Лив Тайлер… только порядком поизносившийся незатейливый и бородатый Бен Аффлек...

Словом, поводов не любить американцев в Иране – было и будет.
И их будет все больше.
и не только в Иране.

Во всем мире не любят американцев – именно потому, что они надменны, самолюбивы, всегда «точно знают, как оно было на самом деле»…. Быть американцем действительно удобно и просто. Иногда, чтобы думать как американец, можно просто нажраться. Или забыть про четверть мозга, чтобы представить себя героем «Фореста Гампа»…

Говорят, националист не может быть тупым... Может... Еще как может... Любой американский фильм – это приятная сказка о том, как добро побеждает зло. Без условий, без сомнений, без лишних соплей и не нужных рассуждений. И если хороший фильм – навевает на нас положительные эмоции – можно простить отсутствие логики, нестыковки, ошибки, несуразности, ура-патриотический «угар». Поблагодарим Бога, что сегодня в американском кино вместо русских – персы.

Словом, более, чем средненький фильм. Не зря Бен Аффлек прошел через жесткое глумление в сериале «South Park».
И скорее всего, еще пойдет не один раз…

ПС. Имхо-конечно, но сравнивать «Арго» с обойденными «Бесславными ублюдками» или «Жизнью Пи» - даже как-то неудобно...

Словом, смотрите на неудачников Оскара. Жизнь учит: среди тех, кто не нравится премии — куда больше достойных актеров и фильмов.
http://www.liveinternet.ru/users/carty/post262159818/
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments